На минувшей неделе прошел очередной этап конкурса на право перевозки пассажиров. В отличие от прошлогодних проводился он на территории городского автобусного парка в достаточно спокойной рабочей обстановке, в открытом режиме и был лишен нарочитой показухи и публичных скандалов, присущих прежним временам. По заверениям членов экспертной группы, предпочтение отдавалось крупногабаритным автобусам, призванным разгрузить центральные маршруты города, и новым, современным микроавтобусам с высокими крышами, отвечающим высоким требованиям безопасности, экономичности и комфорта для пассажиров. Приоритетным правом пользовались перевозчики, имеющие опыт работы на городских трассах.
Даже с первого взгляда на транспортные средства, которые выстроились в четверг в очередь на сдачу экзамена, было видно, что их парк за последнее время заметно изменился. Большинство машин новые, хорошо оформленные, микроавтобусы с высокими потолками и широкими дверями. Обычным малогабаритным «ГАЗелям», на которых мы передвигались по областному центру еще несколько лет назад, там вообще делать было нечего.
Однако далеко не все из претендовавших на лицензии городских маршрутов авто прошли тщательный отбор, оставшись, как образно выразился начальник управления транспорта горисполкома Андрей Когут, на обочине городских дорог. Критерии оценки транспортных средств остались прежними – безопасность и комфорт. Экспертную оценку давали специалисты, которые обнаружили у некоторых претендентов ряд технических неисправностей рулевых тяг, трансмиссии или тормозной системы.
Не приветствовались экспертной комиссией и переоборудованные газобаллонными установками микроавтобусы. В город пришли новые «Богданы», а также другие крупногабаритные автобусы, предприниматели закупили десятки новых «Рут». Это все называется инвестициями в городской транспорт. Если они будут увеличиваться, считают специалисты, проблему транспорта в областном центре удастся решить. Разумеется, не все маршруты одинаково рентабельны. Пока же нехваткой лицензированного транспорта пользуются так называемые «пираты». Известные афоризмы написаны на городских автобусах.
По экспертным оценкам, их — треть на маршрутах города. Как правило, это старые, не обладающие комфортом, порой плохо приспособленные к перевозкам пассажиров и зачастую небезопасные микроавтобусы. Во время рабочего дня в центре такие, наверное, уже не встретишь, а вот на периферии их немало. И это проблема не только властей, но и самих пассажиров, беспокоящихся или не беспокоящихся о своей безопасности и комфорте…