Невероятную историю о том, как кузнец Вакула, оседлав черта, летал в Санкт-Петербург к самой царице за черевичками для капризной красавицы Оксаны, знают и дети, и взрослые. Удивить их — задача сложная. Впрочем, режиссер и не ставил такой задачи – удивлять. Радовать, веселить, повышать настроение — вот слова подходящие. Эффект достигается простыми приемами: смешные куклы, прелестная народная музыка, выразительная игра актеров. Детский спектакль, в общем, и должен быть простым, тем больше у него шансов приблизиться к гениальному.
Учитывая, что наших детей нелегко усадить за книгу и, тем более, оторвать от телевизора, «Ночь перед Рождеством» в театре кукол — отличный повод приобщить малышей к прекрасному и ненавязчиво познакомить их с классикой. Зимний спектакль не собираются «запускать в эфир» в разгар осени, сначала он совершит традиционный вояж в Ужгород на Международный фестиваль «Інтерлялька-2006», в котором принимают участие театры кукол из 20 стран. Спектакль начинает нравиться с первых аккордов.
Оригинальное решение сцены: раскидистое рождественское дерево, на котором в виде фонариков — домики с горящими окошками, передает праздничное настроение легендарной Диканьки. Интересная находка — сделать вторым планом большой экран, который выступает то ночным небом, то царским дворцом, то заснеженной улицей. В общем, второй сценой. Там, за экраном, персонажи наделены особыми возможностями: черт раскачивает месяц, колядуют и пляшут парубки и девчата, вареники залетают в рот пузатому Пацюку — эти и многие другие эпизоды делают спектакль живым и подлинно фантастическим.
Образцов, помнится, написал в своей книге, что, по его разумению, в кукольном театре следует играть то, что не по силам сыграть живым актерам, что у кукол получится лучше. Здесь люди и куклы дополняют друг друга: артисты на сцене работают в живом плане. Причем на каждого приходится по нескольку ролей, и очень интересно следить за их перевоплощениями.
Действие динамично и остро, гротескные персонажи комичны, но без лишней карикатурности, лирические герои, как водится, нежны и сентиментальны, и сам спектакль – по тому, с каким удовольствием играют его актеры и как воспринимают его и маленькие и взрослые, – «тянет» на событие. А ведь гоголевская мистическая фантастика (как и булгаковская) не каждому режиссеру дается, и постановки удаются далеко не всегда. Евгений Ткаченко, поставивший «Ночь перед Рождеством», убежден, что дух Гоголя незримо, но участливо следит за каждой попыткой инсценировки его произведений. И если действо ему не нравится, пиши пропало. Кстати, «Ночь перед Рождеством» — третий спектакль из гоголевской коллекции Луганского театра кукол, который впору тоже называть гоголевским из-за неразгаданной привязанности режиссера Евгения Ткаченко к творчеству Николая Васильевича.
Если «Панночка» предполагала участие (именно так, а не иначе) взрослого зрителя, «Шинель» — старших школьников, то «Ночь перед Рождеством» — предновогодний подарок малышам. Несмотря на то, что Евгений Романович назвал коллекцию триптихом, с трудом верится, что постановка «Ночи перед Рождеством» будет последней.