Проблема заключается в том, что платить потребитель должен только за оказанные услуги, но, с другой стороны, бесплатно оказывать услуги никто не будет. Поэтому решать проблему необходимо сообща и предельно прозрачно и честно.
Все знают, что предприятия коммунального хозяйства имеют основные фонды почти морально и физически изношенные. Восстановить их, наверное, только за счет повышения тарифов без финансирования из государственного бюджета невозможно. Второй источник – это местные бюджеты, за счет которых можно выполнять капитальные ремонты, например, жилищного фонда, в том числе внутренних коммуникаций, но тут присутствует бизнес риск.
И третий – это оплата потребителями и, прежде всего, населением за оказанные услуги. И если повышать тарифы на эти услуги, а для этого есть основания, то это нужно делать строго соблюдая существующие нормативно-правовые акты, и главное при этом надлежаще организовывать открытые обсуждения предстоящего изменения тарифов.
На мой взгляд, эти публикации обязательно должны содержать:
— информацию о деятельности предприятия;
— перечень критериев экономической эффективности его деятельности;
— обоснование причин с определением критериев, расчетов, которые обуславливают необходимость изменения тарифов;
— расчеты по изменяющимся составляющим себестоимости;
— отчет об использовании средств по отдельным статьям за предшествующий год;
— план этих затрат на следующий год при применении увеличенного тарифа;
— заключения или предложения по проекту тарифов компетентных органов.
В таком только случае можно получить доверие и взаимопонимание у потребителей.
Несколько слов о законодательстве.
С моей точки зрения, на сегодня норм, чтобы работать честно и правильно, уже достаточно, их нужно только выполнять или соблюдать. Есть, конечно, вопросы. Например, не совсем «справедливо» или, точнее, не отражают фактические затраты некоторые составляющие в тарифе на услуги по содержанию домов и прилегающих территорий при единице расчета на 1 м квадратный жилья. Это вывоз мусора, техническое обслуживание лифтов, ремонт оборудования спортивных и детских площадок и некоторые другие. Но эти вопросы нужно ставить перед автором этих норм.
Еще одним из возможных вариантов решения таких проблем является привлечение всех желающих субъектов хозяйствования к выполнению ими услуг или отдельных их составляющих на конкурсных основах. Это позволит сдвинуть с мертвой точки улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, а также рачительно использовать средства теми, кто оказывает и будет оказывать эти услуги.
И наконец, нужно проявить активность, прежде всего, местным органам власти по завершению работ, по определению исполнителей конкретных услуг, заключению договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, установлению нормативов потерь (точнее по их пересмотру в сторону уменьшения), установлению порядка перерасчетов за неоказанные в полном объеме или оказанные некачественные услуги. Это в значительной степени уменьшит количество нарушений действующего, в том числе и конкурентного, законодательства, снизит нарекания потребителей и, надеюсь, повысит уровень оплаты за оказываемые жилищно-коммунальные услуги.