Переправляет туристов через Свитязь на… бычьих кожах

Свитязь Его казацкая селедка, интересный амулет на шее («сварга», знак Солнца) и две сережки в левом ухе не заметить просто невозможно. Но манит к Владимиру Бондаруку не только внешность. У мальчика — уникальное плавательное средство. Нет, не какая-то там дорогая яхта с обложки глянцевого журнала. У него… настоящая древняя тура! Таким чудом сегодня не может похвастаться ни один миллионер, так как лодка сделана без единого гвоздя, из натурального сырья и по старинным эскизам.

Как и большинство туристов, которые отдыхают на берегах жемчужины Волыни — озере Свитязь, — напрашиваюсь с мальчиком на странствие плесом. Боязливо сажусь в лодку, которой играются волны. Но Володя сразу успокаивает:

— Не пугайтесь, лодка не перевернется. Тура — будто «ванька-встань-ка»: наклоняй, как хочешь, все равно станет на свое место. У нее низко центр тяжести, итак очень стойка.

И в самом деле, вода лишь покачивает легенькое судно, оно не повинуется силе стихии и уверенно идет под руководством мальчика. Держим курс на остров влюбленных.

Со всего видно, что Владимир Бондарук — романтик. А он и не скрывает: в его жизни главное — жажда к путешествиям, а в сердце — любовь к Украине. И не удивительно. Вырос мальчик в семье, где уважают обычаи и традиции. Мама — специалист по украиноведению, брат — мастер народных искусств (писанкар, изготовляет украинские народные традиционные деревянные игрушки). Юноша с увлечением рассказывает о родственном музее и о том, что с детства ему нравится все старинное. А еще сознается:

— Я б сказал, что является язычником. Но вокруг этого определения в наше время сложилось столько ненужных стереотипов. И я верю в солнце, воду, силы, которые меня окружают, стихии. Как могу не благодарить эту воду, которая держит меня на плаву, солнце, которое греет мою пшеничку, которая растет дома. Я верю в природу, которая вокруг меня.

Наверное, поэтому возле него море позитива. Он — будто «солнечный мальчик», который излучает столько радости и счастья. Люди в восторге от экзотического лодочника.

Все большое начинается с мечты, уверен мальчик. Говорит, сызмала ему хотелось самому что-то смастерить. Первым плавательным средством, изготовленным собственноручно, был плот. Мальчик странствовал им по рекам. А тогда воспылал идеей смастерить настоящую лодку. Только непременно хотелось иметь судно не такое, как у всех. И вот в прошлом году он с братом и двумя товарищами взялся за работу. Но перед этим они долго засели в… домашней библиотеке. Ребята перелистали массу исторической литературы, чтобы отыскать хоть какие эскизы древних судов, узнать технологию давнего кораблестроения, секреты пращуров. Тогда взялись заготовлять необходимый материал: на каркас — орешник, на основу — бычьи кожи, льняные бечевки (а их пошло свыше километра!) и всякие средства для пропитки. И уже на осень тура сошла на воду.

— Дорогое удовлетворение — такая лодка смастерить? — интересуюсь.
— О, совсем немного, если мерить в деньгах, — сознается Владимир. — Три кожи — где-то семьсот гривен, бечевки — немного меньше, еще живица, воск, другие материалы. Мы старались использовать все натуральное, как наши пращуры когда-то. Две тысячи, может, немного больше на туру пошло.

Владимир в деталях рассказывает технологию. Говорит, более всего «помучаться» пришлось с кожами. Сперва две недели держали их в извести. Это, по словам Володи, самый гуманный способ. Так как есть очень много всяких заквасок, в частности на хлебе. Можно пересыпать пеплом и скрутить. Но лучший — держать в гное. При этом стоит ужасная вонь, отважиться это сделать дома сложно.

Тогда следующий важный этап — полоскание. Ребята возили кожу на дамбу, которая возле поселка Рожище (так как ни в ванне, ни в лоханке этого не сделаешь). Когда она превратилась на замшу, варили ее в отваре из дубовой коры. Кожа приобрела красивый цвет. После этого мастера набросили подготовленный материал на перевернутый каркас, выкроили. Но и тогда работа над турой еще не была завершена. Судно изнутри и сверху пропитали льняной олифой, а бечевки (особенно места связки) — смесью живицы и воска. В работе не использовали ни одного гвоздя!

Оставьте комментарий