Традиции Яблочного Спаса на Луганщине

Традиции Яблочного Спаса на Луганщине Сегодня православные и греко-католики отмечают один из наибольших праздников — Преображение Господне. В Евангелиях говорится, что Исус Христос на горе Фавор преобразился перед своими учениками: его лицо засияло, а одежда стала белой, как свет. Сегодняшний праздник напоминает людям о необходимости духовного преоскорбления. В народе этот день называют Вторым, или еще Яблочным Спасом. 19 августа люди идут в церковь святить яблоки и другие плоды.

Краевед из Беловодского района Вера Аннусова собирает свидетельство о разных обрядах из детства. Рассказывает, что раньше на Луганщине в селах к праздничную корзину клали мед, яблоки, а богатые хозяйки еще и запекали утку с яблоками. Корзину накрывали полотенцем, сверху клали венок из пшеничных колосков и шли в церковь. А вернувшись семья садилась за стол: ели яблоки с медом запивая медовым квасом или компотом.

Идя в гости каждая хозяйка брала с собой пирожки с яблоками политые медом, коржики, раздавая встречным для поминания мертвых родственников. Отсюда пословица: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».

На Луганщине массово, всем селом, праздновали до 1932 года. После 33-го праздновали тоже, но не так зычно, не все и тайком, говорит краевед.

До Спаса не ели фруктов, особенно женщины, в которых умерли дети. Считалось, что на Спаса Дева Мария на небе раздает деткам яблока. А те, чьи мамы пренебрегали запретом, не получают яблок и грустят. Спас — это праздник урожая. Крестьяне старались собрать все зерновые и святили в церкви обжиночные венки, говорит краевед из Новопсковского района Василий Каплунов.

«Заготовляли колоски. В наших краях не плели дидухи. Может когда-то и плели, но не за памяти моих бабушек. А вот яблока святили, всегда на Большой Спас. Говорили, даже, что нельзя есть яблок до Большого Спаса, но у нас этого не придерживались», — делает замечание Каплунов.

Оставьте комментарий