На протяжении этой недели с 13 сентября в Финляндии работники европейских музеев обсуждают вопросы создания «Европейского музейного пространства». Соответствующее решение недавно утвердил Совет Европы. Ожидают, что это разрешит музеям разных стран запустить единый электронный каталог, и избавиться бюрократических процедур. Таким образом, музеи превратятся не только в места хранения сокровищ искусства и культуры, а и на мощные образовательные и информационные центры. К участию в проекте Совет Европы пригласил и страны-участницы программы «Восточное партнерство». Но, учитывая сложную ситуацию, которая сложилась в музейном деле, удастся ли «пробиться» в модерное музейное пространство Украине?
Киевский «Художественный арсенал» никогда не станет «украинским Лувром», как бы того не хотели отдельные политики и художники. Коллекцию Лувра собирали почти 500 лет носители французской короны и их чиновники. Вместе с тем, «Арсенал» может стать художественным, образовательным, коммуникативным центром, в котором будут демонстрировать достояние украинской традиционной культуры и лучшие образцы современного искусства Украины и Европы. Также в «Арсенале» появится место для художественных форумов, мастер-классов, фестивалей и выставок, мечтает директор комплекса Наталья Заболотна.
По ее инициативе, к работе над реставрацией помещений «Арсенала» и разработки концепции его развития приобщены эксперты ведущих мировых музеев Европы.
Но не только «Художественный арсенал», а и все музеи Украины нуждаются в программах развития и модернизации, согласно европейским стандартам для художественных и образовательных учреждений. Об этом рассказал эксперт Совета Европы Александр Буценко.
«Европейская ассоциация музеев создала исследовательский центр, который работает во всех странах Европы, — рассказывает он. — Но Украина не является членом этого центра, как и многих других интересных инициатив. Что можно нашим музеям в этой ситуации посоветовать? Прежде всего, связаться с такими организациями и, по крайней мере, получить информацию о том, как они развиваются; присоединиться к этой деятельности. Необходимо просто переосмыслить, что такое музей, музейное пространство? Или это просто место нахождения каких-то реликвий? Это ли место, где можно получать новые знания, новую информацию? В Европе музеи по-новому стараются переосмыслить, переорганизовать экспозицию, чтобы вызвать у современного человека участие в истории, или в том, что представлено в музее».
Что мешает украинским музеям приобщиться к создаваемому европейскому музейному пространству? Как утверждает киевский эксперт Николай Ломоть, среди прочего, это и недостаток понимания властью функций и роли музея и соответствующего законодательства.
«В нашем государстве не выполняются нормы законодательства, при том, что в профильном законе есть четкая норма, что государство оказывает содействие развитию современной музейной инфраструктуры, — отмечает эксперт. — Государство на капитальные расходы, согласно требованиям законодательства, по сути не выделяло средств. Ясная вещь, что поиск средств на проекты, на развитие музея, на свою какую-то специфику — это задача самых музеев. Другое, чего не хватает, это все-таки регламентирование благотворительной деятельности. Уже даже украинские меценаты свой законопроект предложили — а этот документ как попал в Верховную Раду, так и лежит там… Во многих странах Европы существует в законах такая норма, как, если благодетель часть своих прибылей вкладывает в поддержку культурного учреждения или образовательной программы, то эта часть зачисляется ему как уплаченный налог».
Такая система сотрудничества между частным капиталом и благотворительными фондами и музеями успешно работает в Швеции, Словении, Нидерландах; подобную систему вводят Финляндия и Польша. Украина же, оставаясь в стороне современных тенденций, финансирует учреждения культуры (включительно с музеями) по остаточному принципу, тормозя их развитие.
Как отмечают эксперты, при таких условиях музейное пространство Европы будет развиваться без Украины, чьи музеи сохраняют немало сокровищ.