Фильмы известного американского режиссера Даррена Аронофски (Darren Aronofsky), без сомнения, уникальны.
Его фильмы узнаешь с первых кадров. Чего-чего, а стиля ему не нужно брать взаймы, как и умение влиять на публику. Ленты Аронофски нельзя смотреть, чтобы занять чем-то время или расслабиться. Не выйдет. Эти фильмы воспринимаются внутривенно, проникают в тело как навязчивые идеи и длительное время не отпускают. Из головы их так просто не выветришь.
Взяв высокий причудливый психоделический старт фильмом «Пи» (1998 г.), Аронофски не опустил планки «Реквиемом за мечтой» (2000 г.) — лентой, которая стала культовой. Наркотики, смерть, галюцинации, разбитые мечты и иллюзии, повороты не туда и не оттуда — в «Реквиеме» есть все, и это все не может оставить равнодушным. Шесть лет поклонникам таланта режиссера пришлось ждать, чтобы порадоваться его новым творением. Вот только «Фонтан», хотя и пришелся по вкусу, но горечь оставил. Почерк мастера видно, но буквы весьма неразборчивые. «Реквием» «бьет» продуманно, как мастер акупунктуры точно знает, где какая точка в восприятии зрителя. Вместе с тем «Фонтан» тонет в эмоциях, сдобренных пафосом, которые подолом застилают образы ленты, образовывая хотя и не сильный, и все же туман. С легкой руки Аронофски вышел «Рестлер» (2008 г.), которым воскресил карьеру Микки Рурка.
Следующей стала лента «Черный лебедь» (2010 г.), и Аронофски таки дал в ней слабину… Фильм хороший, с этим не поспоришь. И в стиле Аронофски: мурашки по коже, образы, которые выныривают и через несколько дней после просмотра. И хороший — не означает замечательный. Иногда кажется: еще чуточку — и будет трепет. А его нет…
Хотя сюжет ленты — на пять с плюсом. Режиссер Тома (Венсан Кассель) ставит «Лебединое озеро» Чайковского, но делает это не в тривиальный способ — Белого и Черного лебедя должны танцевать одна балерина, как две стороны одного «я». Нина (Натали Портман) иечтает об этой роли. Вот только, если Белого лебедя она танцует идеально, то с Черным у нее неурядицы. Правильность, утонченность каждого па, многолетние тренировки и дисциплина не дают никакого результата, Черный лебедь нуждается в раскованности, страсти… Борьба белого и черного со сцены переносится в голову Нины. Масла в огонь доливают многолетняя закомплексованность девушки, деспотическая да еще и с психическими нарушениями иметь (Барбара Херши), которая контролирует каждый шаг Нины, бывшая балетная прима Бет (Вайнона Райдер), которую списали на пенсию и в которой Нина видит свое будущее. А есть еще и молодая танцовщица Лили (Мила Кунис), которая и олицетворяет Черного лебедя, страстного, иррационального, по венцы заполненного пороками. Доведенное до автоматизма сознание Нины вступает в борьбу с ее подсознанием… И начинаются галлюцинации, паранойя… Балерине кажется, что она начинает превращаться в лебедя… Что это — гениальное ощущение роли, патология, срыв, саморазрушение или еще что-то? Это уже вопрос к зрителю. Нина в финале гениально исполняет партию Черного лебедя и падает, истекая кровью от ранения, которое самая себе же нанесла. Свою работу она выполнила. За эту работу на Натали Портман и посыпались награды, в частности «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. Дальше — работа за зрителями.
Сюжет сюжетом, но в фильме не он один правит баллом. Лента ассоциируется у меня с постоянным ощущением тревоги, которая, возникнув, никуда не исчезает и ни во что не перевоплощается.
Всем кто хочет посмотреть творение Аронофски может скачать фильмы бесплатно в Интернете или купить в скором будущем на лицензионном компакте.