Как говорят любители поездок на внедорожниках, чем больше грязи — тем веселее.
Наконец львовские фанаты болотных дорог и грязных колес объединились в общественную организацию любителей бездорожья, которую коротко называют «Карпаты» или «Car party» («Автомобильная вечеринка»). Владельцы внедорожников выбрались на Яворовский танковый полигон, чтобы на выходных «поскакать» по ямам. В Украине этот вид спорта и отдыха существует не более десяти лет, поэтому противники асфальтированных трасс преимущественно ездили на «покатулькы» небольшими компаниями. Опытных водителей внедорожников немного, так что они знают друг друга в лицо. Хотя почти никто на «Эстра-покатульках» не сидит за рулем автомобиля марки Jeep, все равно любителей «помесить» землю на природе называют «джиперами».
Толпа «антиасфальтников» собралась в субботу утром возле Монумента Славы, что на улице Стрыйской. Большинство «джиперов» одеты в камуфляж. Говорят, комфортно и не жалко испачкать. Путешествие немного «подпортила» львовская погода. Мокрый грунт опаснее, чем сухой, ведь можно легко увязнуть на полпути. Автомобили, на которых водители решили прокатиться по полигону, — самые разнообразные. Больше всего было машин марки Nissan Patrol, Toyota и Land Rover. Наряду с дорогими, стояли и старенькие «Нивы» и «УАЗы», однако некоторые из них выглядели не менее колоритно из-за оригинальной раскраски. Около семидесяти самых автомобилей выстроились в длиннющую колонну и отправились в путешествие с флагами «Car party».
На полигоне водители разделились на две группы. Одни уехали тяжелее путем, другие — легче. Здесь главное не скорость, а проходимость, поэтому автомобиль должен быть хорошо подготовленным к «скачкам». Залог удачных «покатулек» — хорошая резина, широкие и большие колеса, которые не позволят автомобилю «сесть» в первую же яму, и водитель-профессионал. Даже на посредственном «скакуне» первоклассный водитель не «утонет» в болоте. Хотя увязнуть для внедорожника — это привычное дело. Для того, чтобы переехать ямы, автомобиль должен постоянно газовать, — так колеса очищают сами себя. Если машина таки «села», «выкарабкаться» помогают друзья. С помощью специального шнура «лебедки» внедорожник цепляется за машину, которая уже выехала, или за дерево. Если же рядом пустынная местность, то используют специальные плуги в виде морского якоря, который забрасывают в землю и таким образом извлекают себя из болота.
«Шесть или семь лет откатался на» Ниве «, — рассказывал любитель бездорожья Юрий Панихида. — Клубов не было, поэтому на отдых выбирался сам или с друзьями. Мне внедорожники нравились еще с детства. Сейчас езжу на машине марки «Land Rover». Чтобы хорошо подготовить этот автомобиль, нужно потратить около десяти тысяч евро, а его цена — 43 тысячи. Старенькую «Ниву» или «УАЗ» можно купить с рук за 10-15 тысяч евро. «Первоклашкам» на бездорожье лучше начинать с таких машин. Как правило, дополнительные «прибамбасы» «тянут» так же, как и автомобиль. От бездорожья получаю невероятный кайф. Когда автомобиль склоняется в сторону и кажется, что сейчас перевернется, тогда даже у опытного водителя по коже пробегают мурашки. Внедорожник — довольно дорогое удовольствие, ведь он потребляет около 30-35 л бензина или солярки в час. Машина постоянно газует, поэтому затраты очень большие. Поэтому большинство водителей катаются на дизеле».
Идеальный экипаж внедорожника — водитель и штурман, который подсказывает, куда ехать. Дополнительных пассажиров ласково называют «овощами». Автор этих позировала за рулем, а во время езды была скорее штурманом, чем «овощем».
Катались не только на закрытых автомобилях, но и на небольших открытых, специально оборудованных для бездорожья квадроциклах. Эти машины легкие и высокие, так что порой является даже более проходимыми, чем большие.