Экономить газ в Николаеве готовятся с помощью альтернативного топлива
Рост цен на газ заставляет отечественные предприятия, благополучие которых зависит прежде всего от этого фактора, оптимизировать свое производство, искать менее энергозатратные технологии. Актуален этот вопрос для николаевских цементников, где из-за энергоемкого (так называемый мокрый) метода производства, который сохранился еще с послевоенных лет, затраты топлива на единицу продукции высоки. На изготовление одной тонны клинкера (полуфабрикат, из которого производят цемент) здесь уходит около 200 кубометров газа.
На ОАО «Николаевцемент», принадлежащего французской компании Lafarge, всерьез думают, как уменьшить энергозатраты. Перенять интересный опыт николаевцы смогли на цементном предприятии в Малогощи (Польша). Как рассказал корреспонденту начальник службы развития и совершенствования производства Роман Марущак, основным топливом в Малогощи является не газ, а измельченные каменный уголь. Используется в цементных печах отходы упаковочных материалов, деревообрабатывающей промышленности (стружка, опилки), твердый бытовой мусор, полиэтилен, изношенные шины, загрязненный нефтепродуктами грунт, промышленные воды. Все эти компоненты сортируют, подсушивают, измельчают, подбирают в соответствующих пропорциях, чтобы достичь определенного набора химических элементов, и сжигают. Сгорания происходит при температуре газового потока 2000 ° С и температуре материала 1450 ° С. Органические материалы при этом сгорают полностью. Зола, образующаяся вследствие «кремации» автошин, является хорошим компонентом для клинкера, заменяет глину. Проволока из автомобильных шин компенсирует железистую составляющую — огарки.
За год в малогощанський «цементивне» сжигают почти 205 тысяч тонн различных отходов. Мэр Малогощи Ян Глоговский рассказывал, что цементное производство, которое работает на непривычных для нас видах топлива, помогает городу решить часть коммунальных проблем: по оврагам теперь не найдешь выброшенных шин, пластиковых бутылок, ветер не разносит по улицам клочки бумаги, полиэтиленовых пакетов. Все с пользой идет в печь…
При упоминании о сожжении автомобильных шин у читателей возникнет вопрос: не страдает вследствие этого экология?
— Нет, — говорит Роман Марущак. — Мы не увидели никакой копоти, не услышали никакого запаха. Сажа улавливается мощными электрофильтрами, уровень других выбросов контролируют датчики, которые подключены к компьютерной сети инспекции по охране окружающей среды. К мониторингу широко привлечены общественность, пресса, все делается открыто, прозрачно. Малогощанская «цементивня» расположена в каком то полукилометре от города, но там этого соседства не замечают. Рядом с заводом — базы отдыха, много зелени, цветов…
Ввиду «мокрого» способ производства в Николаеве, здесь, по мнению специалистов, из альтернативных топлив лучше было бы использовать шины и опилки, пропитанные отработанными автомобильными маслами, жидкие альтернативные топлива. Дело за отладкой соответствующей инфраструктуры, за предпринимателями, которые занимались бы сбором «утиля». Менеджеры говорят, что это могло бы быть довольно прибыльным бизнесом. За рубежом сбором и подготовкой отходов к использованию занимаются специализированные фирмы, все виды альтернативных топлив имеют стандарты и соответствующие сертификаты качества, кроме того, их проверяет заводская лаборатория. К этому вопросу подходят основательно, комплексно. На Западе цементные заводы получают доплату от предприятий-поставщиков — за то, что лишают их отходов.