Пересечение границы состоялось рекордно быстро, оказалось — шли учения к Евро-2012
Ежедневно на маршруте Львов — Варшава работают три рейса: один утром, два вечером, дважды в неделю еще и четвертый — Львов-Ольштын, через Варшаву. Автобус — без пересадок, и относительно недорого — 286 грн.
В Варшаву из Львова 382 км — меньше, чем до Киева (541 км), однако автобус преодолевает маршрут за 10-12 часов. И то по отремонтированным польским дорогам. Причина в том, что на границе автобус простаивает почти столько, сколько и находится в пути. Это не только обидно, но и наносит ущерб экономике, обществу. Знакомый преподаватель ездил в Люблин читать лекции, его польские коллеги — к львовским студентам. Однако сотрудничества не продлили на второй год — таможня отобрала желание ездить.
Как же на самом деле — ехать из Львова в Варшаву?
Провожу эксперимент.
Десять вечера. Автостанция возле львовского железнодорожного вокзала. На первой, международной платформе, собираются пассажиры с чемоданами. В основном это работники, студенты, которые едут на учебу, и владельцы авиабилетов, что разлетятся с аэропорта Шопена в Варшаве кто куда — в Великобританию, США, Испанию…
К платформе подъезжает белый автобус Setra с надписью East West Eurolines. Двое водителей украинцев, один помогает загрузить чемоданы в багажник, другой проверяет билеты. Помогает ему представитель компании-перевозчика — чтобы избежать наличного расчета в обход кассы.
Ровно по графику, в 22.05, автобус трогается. Водитель просит проверить наличие загранпаспортов и виз. В 22.30 выезжаем со Львова на Галицком перекрестке. В 22.50 проходим Жовкву, в 23.15 достигаем Рави, а уже в 23.20 в автобус заходит парень в камуфляже с надписью ГПСУ на спине (Государственная пограничная служба Украины). Водитель сообщает количество пассажиров, пограничник окидывает взглядом салон и… нас ожидает сюрприз. «Проезжайте сразу на польскую сторону. Проводим обучение к Евро-2012». Не проходит минуты, как мы уже на территории Евросоюза. Перед нами контроль проходят еще два автобуса и Джип.
«Что случилось, наши паспорта не собирали?» — забеспокоились заспанные пассажиры. Некоторые расстроился, что не удалось купить алкоголь и сигареты в беспошлинном магазине Duty free. Во время проведения Евро-2012 года украинские и польские пограничники и таможенники будут работать вместе, чтобы ускорить для путников прохождения контроля.
В 23.55 украинский пограничник собирает паспорта на проверку. Его коллега осматривает салон, туалет, багажники. За 15 минут паспорта проверены — теперь время польских служб. Пограничник собирает документы, просит предъявить приглашение, страховые полисы, спрашивает о цели поездки. Если кто-то говорит, что едет за покупками, — спрашивает о количестве взятых с собой денег. Тому, кто покажется подозрительным, прикажет предъявить наличные. Но это не конец. «С вещами на выход» — время на таможенный контроль. Пассажиры раскладывают чемоданы на скамейках, сотрудница таможни в перчатках и с фонариком проверяет боковые кармашки, спрашивает, есть ли вещи в декларации. Ее коллеги ищут в автобусе водку и «папиросы». В Польше такой товар стоит в два-три раза дороже, чем в Украине, поэтому многие хотят заработать, ну а польское государство — ограничить необлагаемый импорт. Наконец, проверяют очень тщательно — один из мужчин спрятал под свитер два блока красных Classic — у него затраты на дорогу покрыты.
Наконец возвращаемся в салон, получаем паспорта со свежими печатями, которые удостоверяют время и место пересечения границы. В 00.40 — выезжаем. Для бывалых на этом маршруте — как раз время подкрепиться бутербродами, а потом заснуть. Рекомендую иметь при себе надувную подушечку-подголовник — без нее тяжеловато.
По ровным размеченным дорогам автобус проходит Томашев, Замость, Люблин и в 5.40 останавливается возле платформы варшавского Западного вокзала. Таким образом, утешествие Львов-Варшава «в режиме Евро-2012» заняло 7 час. 35 мин, а не 10 и не 12, как обычно. Из них 1 год. 15 мин. автобус двигался по территории Украины, 5 час. — Польшей, 1 час. 20 мин. заняли процедуры на границе.
Спросил пограничника: «Отныне так и будете работать?». «Нет, только тренировки. Завтра все — как всегда», — ответил тот. А значит, снова три-четыре часа в лучшем случае… Весело, ничего не скажешь! В «режиме Евро-2012», конечно, лучше, но тоже не идеально. Помню, как в 90-ые годы происходил контроль на польско-германской границе. Сразу заходило два пограничника, один — на левый ряд, другой — на правый. Паспортов не забирали, заносили данные и ставили печати прямо в салоне. В это же время таможенники проверяли багаж, вызывая владельцев только в случае необходимости, идентифицируя их с помощью ярлычков с номерами билетов, прикрепленных к ручкам чемоданов. Полчаса — и вперед!
Так сделать в Раве, в Мостиске и на других пунктах пропуска. К сожалению, на сегодня это только мечты…