Здоровье не подлежит министерским указам.
Каждый год тысячи детей идут в первый класс. И если раньше была единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом (7 лет) приема в школу, стандартными школьными программами и едиными методами обучения, то сегодня таких единых критериев нет.
Заведующий Львовского областного центра детской психотерапии и семейного консультирования Марьяна Викторовна Нартикова убеждена, что наиболее остро проблема адаптации в школе сказывается на шестилетках (кстати, в этом году на Львовщине в первый класс пошли около семи тысяч детей такого возраста).
— Сегодня нет четко определенного возраста для первоклассника, — говорит Марьяна Викторовна. — Это может быть шесть, семь и даже восемь лет. Решают родители. Перед поступлением в школу каждый ребенок должен пройти осмотр у психиатра, который дает соответствующее заключение. И довольно часто, когда специалист делает вывод: «ребенок не готов», родители все равно отдают его на учебу, да еще и возмущаются: «Как это, не готов? Ребенок читает, пишет и уже (!) умеет пользоваться компьютером». Но стоит отметить, что развитие ребенка 2-3 лет и период перед школой имеют большие отличия.
Попробую объяснить эту ситуацию. Есть три критерия определения готовности к обучению, и они неизменны. Это развитое зрительно-образного мышления, которое служит основой дальнейшего полноценного развития логического мышления, необходимого для усвоения учебного материала. То есть должна быть сформирована зрелая эмоционально-волевая сфера (саморегуляция): ребенок должен сам, без принуждения хотеть сесть и учиться. Обычно это желание физиологически созревают в семь лет.
Второе. У ребенка должна быть развита целенаправленная деятельность: умение сосредоточиться в классе, несмотря на то, что есть отвлекающие раздражители. И это опять же физиологически формируется в семилетнем возрасте. Что поделаешь, так уж создан наш организм.
Третий критерий — умение выполнять указания учителя, с которыми он обращается не к конкретному ребенку, а к классу вообще, способность внимательно слушать и точно выполнять эти требования.
Поэтому готовность к школе с точки зрения психиатрии, психологии определяется именно этими показателями, а не «багажом знаний». Большинство родителей не знает о том, что между шестым и седьмым годами жизни ребенок переживает такой же кризисный переходный период, как в 12-14 лет: у него меняется формула крови, иммунная система, психика.
Есть еще одна вещь, которая не подлежит никаким министерским указам: закономерности психофизического развития ребенка. В шесть месяцев ребенок сидит в год начинает ходить, в два годика разговаривает. По такой «схеме» развивается 90% детей, будь то в Америке, Африке, Европе. Так заложено природой.
Одним из важных средств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга. Именно она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Примерно до восьми лет у ребенка физиологически активное правое полушарие — «эмоциональное». Поэтому для малышей так характерны непринужденность, невысокая осмысленность поведения. Их познавательная деятельность имеет более непосредственный, образный характер.
Школьная учебная программа больше рассчитана на левое — «логическое» — полушарие, а она в шесть лет физиологически является недозрелой. И что происходит? Ребенок идет в школу, меняется образ его жизни, возрастает нагрузка: уроки, на которых надо тихо «высидеть» 45 минут, домашние задания, дополнительные занятия языками, музыкой… Нагрузка усиливается давлением и со стороны учителей, и со стороны родителей. Первым нужно, чтобы ребенок полностью соответствовала требованиям школьной программы, другим — чтобы их ребенок был не хуже других.
Вследствие перевозбуждения левой, «логической» полушария у ребенка могут появиться повышенная утомляемость, забывчивость, рассеянность. В ответ на недостаточную активность (торможение) правого полушария ребенок становится раздражительным, непоседливым, беспокойным, у него снижается настроение. Отсюда — неврастения, невроз, бесконечные болезни. У ребенка совершенно пропадает желание учиться, ходить в школу.
В более тяжелых случаях может появиться заикание, энурез, необоснованные страхи, другие психические расстройства. Говорю вам с полной ответственностью, ведь есть очень много таких пациентов, и подавляющее большинство из них — дети, которые пошли в школу в шесть лет. И очень хорошо, что их родители вовремя обратились за помощью к психотерапевту. Такие расстройства, если ими вовремя заняться, можно удачно скорректировать путем психологической разгрузки.
В свое время Львовщина была полигоном для проведения всесоюзного эксперимента: в школу пошли дети шести лет. Эксперимент потерпел полный крах. И это «нововведение» Министерства образования тогдашнего Советского Союза было отменено.
— Марьяна Викторовна, если я правильно вас поняла, все дети, которые пошли в школу в шесть лет, «обречены» стать «неуспевающими» учениками, которые не хотят учиться, хроническими невротиками, неуправляемыми плаксами т.д.?
— Конечно, нет. Я говорила про среднестатистического ребенка, а таких у нас подавляющее большинство. К большому сожалению, наши дети не могут похвастаться своим здоровьем. Уже в дошкольном возрасте 15-20% из них имеют хронические заболевания, у 30-40% дошкольников наблюдаются невротические отклонения, а среди учеников первых классов вполне здоровы не более 12% детей.
Когда шестилетний ребенок идет в школу, учитывая свое физиологическое развитие, он не может объяснить себе ситуацию: «Я не хочу, но должен это сделать». Ребенок еще не имеет критической способности адекватно оценивать свои действия, делать выводы, искать выход из критической ситуации. К тому же осложняется она давлением со стороны учителей и родителей. Но чем больше давят на ребенка, тем меньше он будет способен к критической оценке своих действий. Сегодня существует много так называемых авторских школ с различными методиками преподавания. И это очень хорошо, потому что у них есть индивидуальный подход к ребенку. Однако далеко не все родители способны оплатить обучение детей в частных школах по программам, более адаптированным к физиологическому состоянию ребенка.
И еще один нюанс. Наши общеобразовательные школы не приспособлены к обучению шестилеток, у них нет соответствующих условий. В образовательном приказе есть пункт о том, что школы переходят на обучение шестилетних детей, если есть соответствующая материально-техническая база. А именно — две-три специально оборудованные комнаты для сна, учебы, приема пищи и отдыха. А сколько у нас таких школ?