О немудреном искусстве брать взаймы и отдавать из… державной казны

О немудреном искусстве брать взаймы и отдавать из... державной казны Традиционная и надоевшая уже тема реформаторских времен — хронический дефицит денег в державе. Неустанно обсуждаемая, объясняемая, аргументируемая руководящим людом, прессой, обывателями и упорно не разрешимой остающаяся. Хотя финансовые ресурсы в державных закромах, конечно, имеются в наличии, да только избирательно они расходуются. При бесчисленных финансовых потрясениях и ужесточении бюджетных ограничений о насущных проблемах общества, необходимости незащищенных защитить и обеспечить возможность выжить разговоры да дискуссии в основном ведутся. Тогда как финансы руководящей номенклатурой благополучно выделяются, бывает, на неведомые широким слоям населения цели.

В распоряжении редакции оказались небезынтересные материалы, наглядно иллюстрирующие это исключительно, наверное, неприятное для слуг народа утверждение.

В начале 90-х годов в финансовой системе Украинской державы — припоминаете? — наблюдались интенсивные преобразовательные процессы. С широким размахом создавались объявляющие о собственном негосударственном статусе и предлагающие уникальные услуги для клиентов банковские структуры. Охотно раздавались, в частности, кредиты, хоть и под отпугивающе баснословные, к слову, проценты. Тем не менее бизнесменствующие сограждане охотно брали эти кредиты — под благовидными, как правило, предлогами: развития фирменного производства или расширения сферы услуг для населения. Обязательным условием кредиторов было, отметим, официальное поручительство учредителей и залог движимого и недвижимого ликвидного имущества. Что касается последующего возврата денег в установленные сроки, то немалые трудности и конфликты, бывало, возникали. Ну, попробуй умудриться, действительно, получив взаймы сотню-другую тысяч у.е. (то бишь долларов) сроком на 1 месяц (банки предпочитали быстрые операции) под 360 и больше процентов годовых, расплатиться без проблем! Хорошо, если учредители-гаранты были солидными господами с широкими финансовыми возможностями. И совсем уж идеально — если располагали свободным доступом к державной казне, возможностью распоряжаться ее содержимым. Тогда выручали за державный счет оказавшихся в финансовой кабале партнеров, формально обязанных между тем рассчитывать исключительно на собственные изворотливость, расторопность в делах и, соответственно, доходы.

Частный дом во все времена был желанным жильем для наших соотечественников, но к сожалению коттеджи в Дмитрове каждый желающий не может себе позволить, ведь как известно, хорошее жилье дешево стоить не может.

…Если установились между партнерами отношения дружески-доверительно-деловые, утверждают знающие люди, последствия для бизнеса будут исключительно благотворными. Именно такие отношения установились в 1993 году у тогдашнего генерального директора объединения Луганское кабельное телевидение С.К.Зайцева с директором МЧП Бриг О.А.Гуденко, о чем свидетельствует хроника последующего их сотрудничества. Поначалу предложил бизнесмен руководителю ЛКТ заказать на фирме мебель — остались друг другом довольны. Потом обсуждались проекты о поставках телевизионщикам оборудования и аппаратуры с целью развития ЛКТ. Упомянутые отношения вылились в периодически предоставляемые и документально оформляемые гарантии ЛКТ под солидные кредиты, получаемые МЧП Бриг в банках, а также в непосредственные денежные перечисления дружественной фирме за предоставляемые и обещаемые услуги.

По имеющейся информации, доверительность была настолько безграничной, что Гуденко мог располагать незаполненным пакетом документов ЛКТ — на фирменных бланках, с печатями и подписями — для получения практически любого кредита. Неоспоримыми преимуществами указанного обстоятельства бизнесмен успешно пользовался.

В июне 1994 года Гуденко самостоятельно (установлено было впоследствии) получил в Луганском филиале Закарпатского АКБ Лесбанк кредит в сумме 4 млрд крб. (по тогдашнему курсу — более 200 тыс. долларов). Под 360 процентов годовых и документально оформленные гарантии ЛКТ, согласованные с руководством учредителя — Луганской облгосадминистрацией, а также Луганской областной дирекцией Укрсоцбанка, обслуживающим гаранта банковским учреждением. О согласовании свидетельствуют официальные бумаги — с печатями и подписями. Поскольку занималось МЧП Бриг бизнесом повышенного риска — торгово-посреднической деятельностью, то и изрядно задолжало, видимо, партнерам. Потому как использован был указанный кредит в 4 млрд крб, по объяснению руководителя фирмы, на погашение процентов по ранее полученным им кредитам… в том же Лесбанке.

Получаемые по решению руководства ЛКТ кредиты с гарантиями директор МЧП Бриг, бывало, расходовал, как свидетельствуют задокументированные его объяснения, легко и непринужденно. Иначе как расценивать сделанное им заявление об исчезновении 5 млрд 200 млн крб, якобы перечисленных безвестной киевской фирме (названия не помню!), которая … исчезла бесследно, оставив рискового бизнесмена и без заказанных компьютеров, и без денег?

Последствия сотрудничества ЛКТ и МЧП Бриг с целью развития телевидения, поставок оборудования и аппаратуры оценивать, в общем, затруднительно. Зато известно, что огромные суммы, скажем, в 10 млрд крб под 540 процентов годовых, Гуденко получал под гарантии ЛКТ и учредителей на приобретение товаров народного потребления, то бишь ширпотреба для торговли, как указывается в документах. Получал и не возвращал … и получал новые.

По имеющимся в ЖЛ сведениям, аналогичные непредусмотрительно-расточительные финансовые отношения сложились у тогдашнего руководства ЛКТ и с некоторыми другими коммерческими структурами Луганской области.

Так и расходовались многомиллиардные кредитные суммы. Результаты? Настойчивые требования заинтересованных банков, в частности Луганской областной дирекции Укрсоцбанка, постоянно обслуживающего ЛКТ, вернуть долги. Тут и довелось обращаться к учредителям-гарантам, тем самым — с доступом к державной казне.
И 30 апреля 1996 года и.о. председателя Луганской облгосадминистрации Г.П.Фоменко издает распоряжение об оказании финансовой помощи объединению Луганское кабельное телевидение в размере 28,9 млрд крб на погашение долгосрочного кредита, полученного объединением в 1993-1994 годах в Луганской областной дирекции АК Укрсоцбанк и оплату процентов, а также о непосредственном перечислении на счет банковского учреждения 13,9 млрд крб — в порядке исключения и с последующим внесением в установленном порядке изменений в областной бюджет.

Не без обсуждения и согласования, видимо, с руководством Луганского облсовета (председатель Л.И.Дайнеко), являвшегося подтверждающим гарантом-учредителем ЛКТ и хлопотавшего о финансовом благополучии и спокойствии запутавшихся в денежных делах подопечных. Освобождалось ЛКТ, бывало, от уплаты налогов в бюджет, к примеру, с целью укрепления финансового положения, как указывается в официальных документах.

Обойдемся без эмоциональных комментариев и изрядно уже надоевших рассуждений насчет хронически бедствующего бюджета, обыденности задержек зарплат и пенсий земляков…

Оставьте комментарий