Роджер Уотерс представил московской публике шоу «The Wall Live», ставшее новой инкарнацией легендарного представления «Pink Floyd», вместо антивоенной оперы превратившееся в самый впечатляющий на данный момент сеанс коллективного психоанализа.
Два одетых в нацистскую форму человека выносят тряпичную белую куклу и поднимают, чтобы зрителям было видно. 25 000 человек смотрят на куклу. Кукла смотрит на людей. Через минуту кукла падает на пол, а еще через пару минут голубоглазый седой человек с красно-белой нашивкой на рукаве пинком отправляет её со сцены. На нашивке изображены скрещенные молотки, являющиеся символом внутреннего Рейха мистера Флойда — альтер-эго бывшего басиста группы «Pink Floyd» седовласого Роджера Уотерса.
Обновленное шоу «The Wall Live» в Москве пришлось задержать: все билеты были распроданы, людям требовалось время, чтобы попасть внутрь. Там зрителей ожидала главная белокаменная декорация, в проломе которой стояли музыканты — значительную часть второго отделения артисты провели вне поля зрения публики, отделенные достроенной стеной. Той стеной, которую Флойд- Уотерс выстраивает из нападения на Ирак, бессердечного школьного учителя, превращенного фантазией Флойда в рогатого демона, продукции с приставкой i, например, граффити iPaint красуется рядом с изображением Адольфа Гитлера, бывшей супруги в виде зеленой куклы на «One Of My Turns» и много чего еще. За пару часов Уотерс успевает походя затронуть буквально всё на свете, разве что про конкурс трейдеров форекс не говорит. Всё сделано с использованием новейших технологий: кроме уже участвующих в представлении кукол, образы которых позаимствованы из «Стены» Алана Паркера, на пенопластовые белые кирпичи транслируются замысловатые проекции — какое там 3D, тут гораздо больше измерений, да и эффект сильнее.
Pink Floyd живьем — даже без шоу это всегда производило неизгладимое впечатление: общая возвышенная медитативность, квадрофонический звук и особые звуковые эффекты до сих пор завораживают.
От музыкантов нынешнего коллектива Уотерса потребовалось только заставить эту музыку дышать: исполнять её большим драйвом и напором, словно впервые преодолевая сопротивление материала. А что преодолевать есть: альбом «The Wall» сегодня, честно говоря, прослушать полностью очень непросто, а о концертном варианте и не вспоминаешь даже. Что же до визуального ряда, то если шоу U2 прошлого года, ставшее самым дорогим в музыкальной истории, предлагало аудитории наблюдать за кумирами на экране, то у Уотерса публика вовлечена в происходящее. Над его головой пролетает то огромная свинья, то самолет, его вынуждают поежиться рыскающие по залу прожектора, на сакраментальных словах песни «Mother» «should I trust the government» справа на стене появляется строка «No Fucking Way», а слева — «Никогда, блин». В довершение, по толпе какой-то момент главный герой пускает автоматные очереди. Конечно же, понарошку.
Живьем оказывается особенно очевидно, зачем Уотерс решил идти на риск, ставить себя в неловкое положение воинственного ретрограда и обновлять программу, которой уже 31 год.
Дело в том, что невзирая на весь визуальный антураж, больше всего внимания приковывает фигура в черном, которая мечется на фоне стены. «Стену» по традиции считают крупным антивоенным манифестом, остросоциальным посылом психоделического рока — миру. Но стоит увидеть всё это живьем, как тут же вспоминаешь, что, создавая альбом, Уотерс чуть не помешался рассудком, а рассуждая о фрустрации и стене, возведенной между миром и человеком, имел в виду, прежде всего, себя, а уже лишь затем предполагал, что у прочих людей дела обстоят таким же образом. Согласившись, в конце концов, показать шоу в 1990 году в честь падения Берлинской стены, музыкант отмечал, что воспевает не торжество капитализма над социализмом, а победу личности, пусть и на форекс онлайн.
За истекшее время приоритеты не поменялись, и для Уотерса обновленная «Стена», судя по всему, в первую очередь — сеанс автопсихоанализа.