С 1 апреля 2013 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, предусматривающие штрафы за отсутствие тахографа, и, как следствие, за нарушение режимов труда и отдыха водителей. Однако ряд законодательных пробелов делает невозможным исполнение законодательства в полной мере. Чтобы исправить ситуацию и дать водителям время на оснащение грузовиков и автобусов новыми приборами, депутаты разработали законопроект, приостанавливающий до 1 апреля 2014 года действие штрафов за нарушения в сфере использования тахографов на транспорте. Поправки уже прошли первое чтение.
Процесс создания системы тахографического контроля идет в нашей стране уже более 15 лет. В первую очередь тахографы – устройства, регистрирующие информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха — вводятся для борьбы с систематическими переработками водителей, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.
Мировой опыт свидетельствует о том, что установка тахографов в среднем на 30%снижает аварийность.
В соответствии с требованиями законодательства РФ до 23 января 2012 года все грузовики массой свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы должны были быть оснащены тахографами. После этой даты их эксплуатация без тахографов недопустима.
В феврале этого года вышел приказ Минтранса, содержащий требования о модернизации уже установленных тахографов. «Тахографы нового поколения, которые сейчас внедряются в России, снабжены СКЗИ, системой GPS/«Глонасс», GPRS-модемом — это позволяет отслеживать не только режим труда и отдыха водителей (основная задача тахографов), но и маршрут и скоростной режим. В Европе такие тахографы станут обязательными только в 2018 году», — отмечает гендиректор Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Сергей Сухарев.
Главная же проблема заключается в том, что до введения штрафов за отсутствие тахографа – до 1 апреля 2013 года – многие водители считали возможным игнорировать требования законодательства. А сейчас не хотят устанавливать «какой-нибудь» тахограф и ждут, пока Минтранс утвердит новые требования. Данный порядок Минтранс планирует утвердить летом этого года. В нем помимо прочего будет прописано, что модернизацию уже установленных тахографов необходимо провести до 2015 года. Однако штрафы за езду без тахографа продолжают действовать.
Чтобы снять напряжение пока не будет выпущен приказ с характеристиками новых тахографов и сроками их установки, Минтранс обратился в МВД с просьбой не штрафовать водителей за отсутствие тахографа. Откликнулась и Дума. Законопроект, приостанавливающий штрафы до 1 апреля 2014 года уже прошел первое чтение.
Нужно понимать, что штраф за отсутствие тахографа как такового никто не отменял, он просто отсрочен. По оценке Минтранса, необходимо не менее года для внедрения в России системы тахографического контроля.