Торговать игрушками — лучше, чем папиросами, но рассыпаться бисером перед покупателями приходится. Если вам надоест ваша работа, переквалифицируйтесь на продавца. Ненадолго — на день-два. Гарантировано: вернетесь на работу с радостью, так как торговля — это трудный хлеб. Никто так тесно не контактирует с людьми — ни врач, ни учитель, ни психолог. К продавцам относятся с презрением, даже не ведая, что их может обслуживать владелец магазина или журналист.
Эксперимент решила провести на рынке «Южный», в одной из лавочек, где продают игрушки. Искренне говоря, решила упростить себе задача, так как продавать игрушки — это не папиросами торговать. Контингент приятный — родители, дедушки-бабушки, тетки и дядья, которые хотят осчастливить малыша новой игрушкой. А посчастливится — пообщаюсь с детьми…
«Работодатели» разрешили выйти на работу в 11.00. Но чтобы успеть адаптироваться к новому рабочему месту, решила прийти на полчаса раньше. Нужно же с товаром ознакомиться, припомнить, как калькулятор включается…
В будни торговля на «Южном» вялая, как и на всех львовских рынках. Даже до кризиса, когда каждый имел работу, в первой половине дня базарами никто не бродил. А теперь можно и четыре часа просидеть в магазине — никто не заглянет. Итак, моя поспешность, как оказалось, была лишней. На рынке утром в пятницу — полный штиль. Кроме самих продавцов — ни души.
Владельцы магазина — господин Олег и его жена Иванна — ждали на меня внутри. Крохотное помещение, доверху забитое игрушками, сбоку, возле дверей, прислонился маленький столик и два раскладные стула, рядом — вентилятор. Интерьер больше ничем не дополнишь, так как стоять придется на улице. А покупателя нельзя затискать — должен иметь где развернуться, особенно если природа наделила его пышными формами.
Работа продавца — стоящая. 90% времени торговец проводит на ногах. Присесть некогда: то товар раскладываешь, то цены клеишь, то потенциальных воришек отгоняешь. Двери магазина открытые настежь. На них висят «гирлянды» мячей, скакалок, надувных игрушек — есть за чем следить. «Золотое правило»: заходит шестеро разбойников, четырех нужно выставить за двери. Пока двое « будут пудрить мозги», другие обязательно что-то стибрят. Торговцы со стажем «сканируют» клиентов на расстоянии. Таким неопытным как я — еще учиться и учиться. Первый мой ляпсус — начала раскладывать более дорогие и более крохкие товары на нижних полках. Большие коробки видно издали, поэтому и класть их нужно вверх. Дешевая мелочь комфортно чувствует снизу…
«Дайте зайчика», — просит с порога покупатель, который достигает мне по пояс. На вид девочке — лет 4-5, протягивает десятку. Начинаю панически искать зайчика. «Вот он», — протягивает надувной розовый зверек, сбив «продавца» с толку. Не забыв поблагодарить, разворачивается и идет с магазина. Метров за 200 ее ждет мама. Немало родителей учит детей самостоятельно делать покупки.
Постоянных клиентов — не так уже и много. Покупатели выбирают игрушки спонтанно. По принципу: шел мимо, увидел и купил. Но есть и те, которые возвращаются. Большей частью покупают недорогие игрушки — в пределах 10-30 гривен, но наведываются часто — раз или два в неделю. Подобные лавочки выживают за счет зажиточных покупателей, которым не жаль отдать за машинку или куклу 200 гривен.
В последние годы, рассказывают владельцы, дети зачастую приводят в удивление: на вид малышу — лет 5, а говорит, будто целых 10. Во всем виновно… спутниковое телевидение. Насмотрятся передач о технологических новинках и родителей «терроризируют»: «Купи мне робота!», спортивную обувь исключительно фирмы adidas. А родители — не такие продвинутые. Думают, если в Японии такие игрушки продают, то и у нас их можно приобрести. Можно — лет через 10-20.
Украинцы перенимают от западных стран все, что видят. И если там продавец рассыпается бисером перед покупателем, у нас тоже так должно быть. Попробуйте не улыбнуться — «заклюют» и больше не придут. Отлучитесь «по-маленькому» — потеряете клиента. Будете разговаривать по мобильному — потеряете. Если будете обслуживать одного, другой не будет ждать.
Не успеваю и глазом моргнуть, как маленький мальчик, взяв с полки машинку, идет на выход. Догоняю. «Извините», — говорит молодая мамочка, отобрав у сына игрушку. Малыш заходится плачем. «Нужно машинку тете отдать. Это — ее, она ругать будет», — старается убедить сына. В подобных случаях большинство родителей подвергается на провокацию ребенка и покупают игрушку.
«У вас есть пупсики?» — спрашивает седоволосая женщина. Вытягиваю с полок приемлемую альтернативу, которая может вписаться в определение «пупсик». «А кубик-рубик есть? А юла?» — бабушка ищет знакомые игрушки. На чем детей воспитывала, тем и внуков хочет порадовать.