Как и большинство поступающих, могу облегченно вздохнуть. В конце концов завершился мой эксперимент. Заключался он в том, что, закончив университет два года назад, этим летом прошла (ради любопытства погрузиться в тему) весь путь выпускника школы: от ЗНО до представления документов и ожиданиея себя в списках.
ЗНО сдала без проблем на высокие баллы (198,5 по истории, 195,5 — по украинскому языку и литературе, 178 по английскому), добавила к тому средний балл аттестата «с медалью» и, как результат, попала в списки рекомендованных к зачислению на исторический факультет ЛНУ имени Ивана Франко (оригинала, конечно же не подавала). Это были только предыдущие списки, теперь, наблюдая за динамикой представления оригиналов, вижу, что со своими 764 баллами могла бы стать студенткой и факультета международных отношений, и юридического, и еще раз «родной» журналистики (согласно спискам, актуальным на утро последнего дня представления документов, рейтинги еще могли изменяться). Причем, как вижу, Франковый вуз далеко не единый, куда могла бы поступить с таким результатом.
Современный выпускник имеет значительно более широкие возможности, чем его предшественники «до эры ЗНО». Так, в 2003 году мы также имели возможность попробовать свои силы в разных ВУЗах, но мне редко встречались люди, которые воспользовались этим шансом. У каждого ВЫЗа были свои экзамены, своя программа, свои репетиторы. Планка знаний была больше похожа на синусоиду. Кроме того, экзамены в разных ВУЗах временами накладывались.
Ныне же в пользу поступающего работает система «Конкурс». Для того, чтобы полностью воспользоваться полученными преимуществами, абитуриентам нужно просто трезво мыслить.
В этом году многие проблемы наделала «спешка»: люди тысячами бросились в первый же день подавать документы, создались очереди. Потом «первые» с ужасом видели, что не проходят, и побежали менять ВУЗ и факультеты. Мудро совершали те, что подождали, ознакомились с конкурсной ситуацией и уже целеустремленно несли свои сертификаты и аттестат.
Итак, подали документы, ждем… Во многих поступающих на этом этапе чуть инфаркт не случался: будто неплохие результаты, и ниже 180 баллов не получали, а в списках на 600 месте при госзаказе до 20… Возглавляют рейтинги дети с заоблачными баллами — 799, 798, 797 (с 800!) Здесь также главное не паникерствовать. Мама абитуриента, который был на 700 месте в рейтинге и боялся, что не пройдет и на платное, до сих пор не может поверить, что сейчас сын получил шанс стать бюджетником. Дети перестраховывались, и подавались во все разрешенные 5 вузов, на 3 специальности. Поэтому неистовые списки заявлений 1000 и больше «поделились на 15». Меня шокировали международные отношения. В первый список рекомендованных к зачислению я не попала. Теперь же, следя по представлению оригиналов, вдруг поняла, что имею шанс попасть в список. Куда делось большинство 790-бальников? Возможно, пошли за счастьем в Киев… Даже в престижных вузах невооруженным глазом заметный отток заявлений. Жаль маленьких ВНЗ, где они наберут поступающих?
Много вопросов в этом году возникало относительно плюсования среднего балла аттестата. У меня с аттестатом было благополучно, даже радовалась: золотая медаль впервые стала кому-то нужной. Но, несмотря на это, и до сих пор убеждена: идея неудачная. Трезво посмотрела на свои оценки: в школе, которая «специализировалась на иностранном», нам учительница принципиально не ставила по английскому 12. Вместе с тем с точными предметами у нас было значительно лояльнее и едва ли имела бы свою одиннадцать по алгебре и геометрии в другом учебном заведении. А при сегодняшней системе каждая оценка «на вес золота». Соглашаюсь, сфабриковать отличника «на равном месте» невозможно. Но для того, чтобы поступающий получил преимущество при вступлении, достаточно подтянуть школьные оценки по нескольким предметам, например, вместо 8 поставить 10. Просматривая списки поступающих, заметила, что кое-кто имеет средний балл аттестата 200. Т.е. 12! Не преуменьшаю достижений этих детей, но сложно вообразить, как ученик по всем предметам может иметь такие знания! Кстати, просматривая списки абитуриентов разных вузов, заметила, что часто случаются случаи, когда разность между баллом аттестата и результатами ЗНО достигает 15-20 баллов (в пользу аттестата). Причем это наблюдаем у более слабых. Сильнейшие, которые составили тесты на 190 и больше, редко таким грешат…
В начале октября обещают сделать достоянием гласности новые условия приема в ВУЗы Украины. Следовало бы раньше времени «повесить» на сайте министерства образования проект этого документа и начать общественное обсуждение. Надеюсь, мои раздумья учтут те, кто будет вершить судьбу выпускников следующего года.