Американцы считают, если в команде есть плохой работник, следует подумать об увольнении топ-менеджера. Ведь это по обыкновению свидетельствует про ошибки при подборе кадров. Если же хороший специалист начинает плохо работать, это означает, что руководство не сумело создать ему надлежащие условия. У нас HR, т.е. искусство управления персоналом, сейчас не так развито, поэтому и производительность работы не такая высокая. Как поощрить людей работать, старался выяснить корреспондент издания tar-tass.com.
«Результат работы зависит, прежде всего, от того, какого работника вы отобрали в свою компанию, насколько совпадают цели будущего работника и вашей компании. Главное, выбрать правильного человека в правильное время и на правильное место в компании.
Звучит просто, а на самом деле немного руководителей умеют это, — говорит руководитель департамента Центра Поддержки Бизнеса NewBiznet Ульяна Терлецкая. — Есть люди, которым нравится их работа, независимо от того, на какой должности они работают: официантами, уборщиками, строителями или составляют каталог франшиз. И, наоборот, даже менеджеры высокого уровня бывают абсолютно не заинтересованы в своей работе. Большинство наших руководителей считает, что высокая зарплата стимулирует людей к работе. На самом деле, деньги вообще не является мотиватором, это лишь средство достижения цели».
Так, если человек любит путешествовать, ему нужны не только деньги, а и свободное время. Поэтому, имея высокую зарплату, но, не имея достаточно выходных, такой человек не будет удовлетворен. Если работник имеет хобби, но рабочий график не позволяет заниматься любимым делом, он будет чувствовать себя обделенным.
В консалтинговом агентстве HaRt советуют менеджерам, которые проводят собеседования с потенциальными сотрудниками, спрашивать их не только об образовании и опыте работы, а и о том, что они считают своим наибольшим достижением в жизни, о чем мечтают и тому подобном. Да и, вообще, хороший менеджер должен уметь общаться с работниками не только на производственные темы, а и на общие. Он должны знать, чем они живут, что их беспокоит в конкретный период. Если, скажем, женщина — ценный работник, но время от времени отпрашивается, чтобы забрать ребенка с садика или отвести на кружок, не возражайте. Так как даже если вы ее не отпустите, она отсидит «до звонка», но пользы из этого не будет ни вам, ни ей. Вообще, женщины, которые имеют детей, нередко соглашаются работать за меньшую зарплату, если им время от времени разрешают прийти позже или уйти раньше. С другой стороны, если женщина воспитывает детей сама, но есть дедушка или бабушка, которые смотрят за внуками, то для такого работника главным стимулом работать будет именно зарплата, так как нужно кормить детей.
«В компании, с которой я сотрудничаю как консультант по персоналу, директор с удивлением рассматривал заявление на увольнение менеджера по продажам. Жаловался мне, вот только же недавно этот работник учился за границей, столько денег вложили в его развитие, а он увольняется. И как же директор пришел в изумление, когда я спросила, хотел ли он ехать на эту программу за границу? Возможно, он имел к тому времени более приоритетные личные цели? Я, например, из разговора с этим менеджером знала, что ему нужны деньги на ремонт дома, который достался в наследство от бабушки. Очень часто нужно просто пообщаться с подчиненными, чтобы понять их нужды и мотивы», — говорит Ульяна Терлецкая.
«И что толку, что мою фотографию повесили на стенде. Лучше бы дали премию», — жаловалась знакомая Марьяна, который работает в торговом представительстве известной немецкой фирмы во Львове. Там ежемесячно определяют лучших менеджеров и вывешивают их фото и коротенькую справку (кто, откуда, на какой должности начал работать в компании) на специальном стенде. Дают и подарки — фирменные футболки, шарфики в корпоративных цветах и тому подобное. «У меня этого барахла уже полквартиры. А куда в нем пойдешь? Разве в село картофель копать», — говорит девушка. Западная схема мотивации персонала в наших реалиях действует не всегда, а часто выглядит просто смешно. Хотя Марьяна сознается, что отдельные их работники, когда «висят на доске», то ходят любоваться по несколько раз в день. Бизнес-Тренеры считают, что в этом нет ничего странного, ведь есть люди, для которых похвала — лучше, за любую премию. Для других важна не столько зарплата, как должность. Пусть он будет иметь лишь одного подчиненного, но на визитке будет написано «руководитель отдела», он ее будет показывать всем и каждому. Такому человеку предложи работу с большей зарплатой, но рядовой должностью — не согласится.