На целое лето съемочная группа фильма «Тарас Бульба» с режиссером Владимиром Бортко во главе сменила санкт-петербургскую прописку на Каменец-Подольский. Благо гостиницы Каменец-Подольского предоставляют все возможность чувствовать себя комфортно вдали от родного дома практически для самого требовательного обывателя.
Отсняв в феврале в Украине зимние сцены, киношники вернулись на родину гоголевских героев в теплое время года — чтобы «заснять» массовые ожесточенные баталии между запорожцами и польскими гусарами.
Старый Каменец-Подольский замок выполняет роль крепости в Дубно — резиденции польского воеводы, которую окружили казаки. Отчасти в этой роли снимается и соседней Хотинский замок. Лагерь запорожцев разместился на большом поле близ старого оборонного сооружения «города на камне». Съемочная площадка напоминает отдельную кинореспублику: повозки, подъемные краны, путь для передвижения камеры (одновременно работает три камеры)… Здесь же — пожарная машина и карета скорой помощи — на всякий случай. Группками сгрудились костюмеры, гримеры, каскадеры…
На отдаленных уголках поля отдыхают не задействованы в массовке «кадры», отобранные из местного населения. Ожидая команды режиссера, они играют в карты, загорают, спят… За один съемочный день «казаки из народа» получают 30-40 гривен. Гонорары специально тренированных каскадеров для массовки гораздо выше — 30-50 «зеленых».
На улицах Каменца нередко можно встретить нетрезвых «казаков»… Проследить за соблюдением «сухого закона» киногруппы тяжеловато. Из-за этого — среди «масовщикив» большая «текучка кадров»… Как рассказал второй режиссер «Тараса Бульбы» Артем Назаров, в массовых съемках задействуют 700-800 человек и около 150 лошадей.
Туристы, заполонившие отели Каменец-Подольского посетив жемчужину Подолья, становятся свидетелями кровавых баталий. Казаки «берут» крепость. Возле замка построили часть стены (25 тыс. грн.) — Чтобы взорвать ее. Взрываются и поднимаются в небо также казацкие повозки. Неприступные каменные стены высотой в несколько десятков метров «облепляют» деревянные лестницы, по которым «карабкаются» не только каскадеры, но и главные герои — известные российские актеры Игорь Петренко (сын Андрей) и Владимир Вдовиченков (сын Остап).
Однажды во время съемок произошло «ЧП» — загорелась лошадь… Актеров и лошадей поливают специальным составом, благодаря которому правдоподобно горит одежда, и который не допускает возгорания человеческого тела. К счастью, животное обошлась легкими ожогами. Кстати, на днях интернет-сайты облетела новость, что Центр защиты прав животных «Вита» обвинил Владимира Бортко в «массовом убийстве коней». Киношники тут же опровергли эту информацию.
Последствия баталий — впечатляющие: отрубленные руки-ноги-головы … Польский гусар на скорости сбивает саблей с лошади казака. Тот падает на землю (в действительности — на поролоновый мат). Чтобы отснять этот эпизод, потребовалось несколько дублей. «Рана должна быть открытой», — настаивал Бортко, обращаясь к гримерам.
Команда каскадеров — интернациональная: украинцы, русские, словаки. А ставит трюки Ник Пауэл, который в Голливуде работал над лентами «Храброе сердце», «Гладиатор», «Последний самурай». Говорят, обходится без неприятных курьезов. Только вот как-то с коня упал … главный герой — Тарас Бульба (Богдан Ступка). К счастью, рядом стоял каскадер, который поймал артиста — и тут же поставил его на ноги.
Несколько часов одного съемочного дня Владимир Бортко потратил на то, чтобы отснять крупным планом Андрея. Оператору никак не удавалось поймать лицо Игоря Петренко в нужном ракурсе. Мешал один нюанс — сделать это нужно было, когда актер гнал верхом. Выход нашли — Петренко пересадили в псевдоседло, вмонтированное с одной стороны квадрацикла, на противоположной стороне которого расположился оператор с камерой. Вот она — «правда кино».
Находясь на съемочной площадке «Тараса Бульбы», корреспонденту удалось выведать одно новшество в сценарии. Во время павильонных съемок в Санкт-Петербурге объектив камеры зафиксировал эпизод, которого в произведении Николая Гоголя нет. В кадре — отец барышни, которая только что родила от Андрея ребенка. Польский воевода колеблется: убить или не убить младенца? В конце решает сохранить ему жизнь. Почти одновременно Тарас Бульба укорачивает жизнь своему младшему сыну…