Во времена независимой Украины первый памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко открыли именно в Днепропетровске. Большого поэта в бронзе воплощено молодым. Будто на бронзовом троне, сидит он с документом в руке, который удостоверил его выкуп из крепостничества. Пророк и отец своего народа — это еще в будущем. Такое глубокое и символическое содержание вложили в свое произведение скульптор Владимир Небоженко и архитектор Владимир Положий: будто сказали, что для молодой независимой Украины все еще впереди, что желанное благополучие и счастье еще придется выстрадать… А там, куда из-под густых веток уютного скверика взглядом, преисполненным больших ожиданий, смотрит молодой Тарас, высится стела, в нишах которой — бюст выдающихся деятелей украинской наций: Григория Сковороды, Ивана Франко, Леси Украинки, есть и Владимир Винниченко, и Василий Стус…
Неслучайно этот нарядный уголок стал тем местом, куда в государственные праздники массово приходят жители города. Чтобы возложить живые цветы к подножию Кобзаря, поклониться ему. Неторопливо иду в прошлые выходные мимо и — что это? Глазам не верю: со всех сторон бронзовый трон-постамент чем-то измазан. Такое впечатление, что был в мусоре и грязи, а теперь, хотя хлам тот и выгребли, следы от него остались. Стало неприятно. Ничего лучшего я не придумал, как позвонить автору памятника Владимиру Небоженко.
Жаль, так как лишний раз нанес боли и ему. Вот что рассказал Владимир Павлович. За несколько дней до второго тура президентских выборов кому-то пришло в голову густо обклеить постамент Тараса Шевченко плакатами-агитками в пользу одного из кандидатов. Не иначе, как хотели привлечь для поддержки своего лидера и Великого Кобзаря. Когда же со временем дворники принялись сдирать те плакаты, им это не сразу удалось. Настолько «надежным» клеем было намазано постамент, что никакие растворители его не брали. Наоборот, бронза от них пошла еще большими пятнами. Чем только не отмывали — не помогло. Вот и оставили Кобзаря грязным его неблагодарными потомками.
— Произошло такое явление, которое называется «патиной», — объяснил скульптор Владимир Небоженко. — Это когда на бронзе вследствие ее коррозии возникает грязный налет. В данном же случае, умышленно или ненароком, применили клей, который искусственно вызвал патину металла. Возвратить постаменту изначальный вид можно, но на это понадобится не меньше десяти тысяч гривен.
Вот и спрашивается теперь в задаче: а собираются возмещать убытки те, кто замарал памятник национальному гению? Во всяком случае, пока что никто из причастных к местным ячейкам, чей «находчивый» штабист додумался использовать памятник для наглядной агитации, вины на себя не берет. Намекают: дескать, это была провокация неприятелей.