О том, что Леонид Кучма в рамках своего визита в Китай подпишет протокол о сотрудничестве наших стран в области авиастроения, было известно заранее. Последние штрихи в этот документ были внесены после четвертого китайского авиасалона, который прошел в начале ноября в городе Джухае.
Авиапромышленность Китая начиналась 45 лет назад, когда СССР продал этой стране лицензию на производство самолета Ан-2 (китайское название — Y5). С тех пор в Китае было выпущено (и выпускается до сих пор) большое количество этих самолетов. А также совместно с АНТК имени Антонова самолеты Ан-24, Ан-12 и их модификации. Но время идет… В Джухае (кстати, это одна из восьми китайских свободных экономических зон) было подписано соглашение между китайской корпорацией AVIK-2, АНТК `Антонов` и канадской `Prait & Whitney` об установке на самолеты Y8 (Ан-12) и Y8F-600 канадских двигателей и авиационного оборудования американского производства. Кроме того, вроде бы уже близятся к завершению переговоры о покупке Китайской государственной импортно-экспортной корпорацией авиасобственности и Синьцянской авиакомпанией по одному самолету Ан-74ТК-300 производства Харьковского авиазавода. А в недалеком будущем этот контракт может предусматривать покупку тридцати машин. Если учесть, что каждый такой самолет стоит не менее $10 млн., а объем авиационного рынка Китая оценивается в $144 млрд… По оценкам, товарооборот Украины с Китаем в течение ближайших двух-трех лет может достигнуть $1,5 млрд. Однако известно, что Восток — дело тонкое. И дистанция от восторженных откликов в прессе до перечисления денег на конкретный счет весьма длинная.
— Как мне кажется, следовало бы отметить также наш супердальний — около 21 тысячи километров за 52 летных часа — перелет на самолетах Ан-74ТК-300 и Ан-140, — говорит генеральный директор Харьковского авиазавода Павел Науменко. — Этот маршрут, в частности, проходил через остров Киш в Персидском заливе, где мы принимали участие в первом авиасалоне `Iran Airshow`. Затем были Джухай и Рас Эль Хайм (Объединенные Арабские Эмираты). В отличие от Ирана и Китая, в Арабских Эмиратах предпочитают не изготавливать самолеты, а покупать их. Тем более, что дефицита денег в этой стране нет. Сегодня здесь летают десятки самолетов еще советского производства. Демонстрация возможностей наших новых машин показала, что и Ан-140, и Ан-74ТК могут закрепиться на этом рынке.
Аркадий МАТВЕЕВ.