Менее года осталось до чемпионата Европы по футболу. Некоторыми вопросами подготовки к этому событию наш корреспондент попросил поделиться профильного вице-премьера в прежнем правительстве Ивана Васюника.
— Иван Васильевич, вы курировали вопросы Евро-2012. Почему в ваши времена, как говорят в ведомстве Бориса Колесникова, этот проект буксовал, а ныне якобы все идет почти как по маслу?
— Хронологически напомню ситуацию. Уже в первый-второй месяц работы нового правительства, в начале 2008-го, УЕФА выставила Украине «красную карточку» и предупредила, что на одном объекте (не беру в расчет «Донбасс Арену», потому что она не готовилась под Евро) нет прогресса. Стоял вопрос, что можем потерять Евро-2012. Умеющий думать, может сделать вывод, что эта оценка была выставлена не новому правительству, а предыдущему, которым руководил Виктор Янукович. В 2007 году чиновники, ответственные за проект, занимались не Евро-2012, а досрочными выборами. Хотя тогда я не считал необходимым это подчеркивать. Надо было действовать. Как результат, уже в сентябре 2008-го вопроса, быть или не быть этому большому спортивному событии в Украине, был снят. Мы представили руководству УЕФА реальный план запуска всех объектов. К сентябрю было выполнено все 45 замечаний по наиболее проблемному объекту — стадиону НСК «Олимпийский». Это полностью изменило мнение УЕФА о способности украинской власти осилить такой проект.
— Вы на правах галичанина не сказали слово перед Мишелем Платини, чтобы отстоять Львов, не лоббировали этот город перед другими городами-претендентами?
— Я с одинаковой совестью, энергией, работая на государственных должностях, занимался различными проектами. Речь шла о строительстве мемориального комплекса памяти жертвам Голодомора в Киеве, или о праздновании 350-летия Конотопской битвы на Сумщине, или о праздновании 800-летия первого летописного упоминания о городе Городок в моем родном крае, или о Евро-2012. Исключительное право отбора городов к Евро-2012 принадлежало УЕФА.
Ни я, ни президент ФФУ Григорий Суркис не настаивали на выборе конкретных городов. Моя политическая позиция, которая была поддержана тогдашним президентом, премьер-министром, всем правительством, заключалась в том, что без Киева, Львова, Донецка, которые для Украины является символической осью национального единства, не может быть евро 2012, этого общенационального политического проекта, который продвигает Украину в европейскую среду.
— У оппозиции сейчас говорят о злоупотреблениях, большие «откаты», которые через еврофутбольне финансирования сейчас получают фирмы, приближенные к людям с теперешнего правительства …
— Чтобы дать квалифицированный, объективный ответ нужно иметь перед собой проект, обоснование. Я никогда не опускался до голых обвинений. Это вопрос к соответствующим экспертам и компетентным органам. Первая стоимость реконструкции НСК «Олимпийский», посчитана аналоговым (без проектов, без сметы) нормативным способом, составляла 1,5 млрд. грн. А когда после эскизного проекта надо было начинать работы, и наш Кабмин утвердил сметную стоимость 2,2 млрд. грн., Тогдашняя оппозиция в лице главных представителей Партии регионов полгода кричала о перерасходе. Сейчас вчерашняя оппозиция в несколько раз увеличила эти расходы, но уже не кричит … Такие, к сожалению, реалии политической борьбы в Украине.
Впрочем, если оценивать остановку финансирования строительства автомагистрали Львов-Краковец — то это ошибка. Этот проект имел и продолжает иметь важное стратегическое значение. Речь идет не только о 78 км первоклассной дороги, а о символическом цивилизованном окне между двумя хозяевами Евро. Если бы мы имели эту дорогу, то иностранцы, которые тысячами будут ехать из старой Европы в Украину, даже визуально не чувствовали бы изменения от переезда из одной системы в другую…