Кому из нас не приходилось слышать истории про испорченные мобильные телефоны, которые по несколько месяцев невозможно забрать из гарантийного ремонта, и которые со временем ломаются снова и снова.
Качество «мобилок» и услуги сервисных центров, которые их ремонтируют, — одна из насущных проблем потребительского рынка. Почему владельцы «мобилок» чувствуют себя незащищенными?
На «круглом столе» во Львовском областном управлении по делам защиты прав потребителей, в котором приняли участие представители Западной региональной таможни, Торгово-промышленной палаты и сервисных центров, искали ответ на этот вопрос.
Мобильных телефонов в Украине не производят — отсюда и проблемы. Во многих случаях есть необходимость в экспертизе, которая могла бы выяснить почему сломался телефон, — этого требует законодательство в сфере защиты прав потребителей. Но такой экспертизы у нас никто не проводит. Сервисные центры, по свидетельствам жалобщиков, проводят гарантийные ремонты несвоевременно и некачественно, не обеспечены необходимыми запчастями, избегают заполнения гарантийных талонов и квитанций. Типичный случай. Человек сдал телефон на гарантийный ремонт в сервисный центр, где его продержали три месяца. Ремонт, объясняли, задерживается за неимением запчастей. Наконец выдали справку технического состояния с выводом, что владелец неправильно пользовался мобильным телефоном, поэтому в гарантийном ремонте ему отвечают отказом. Вариант — отремонтированный телефон через день ломается. Или же его возвращают с теми же недостатками.
В Украине сфера мобильных телефонов не обеспечена законодательно. Неизвестно, каким качественным показателям должны отвечать эти телефоны, поэтому невозможно проверить, правильно ли их ремонтируют. У работников сервисных центров — свои проблемы. Они жалуются на качество мобильных телефонов, которые, по их наблюдениями, иногда портятся даже от того, что находятся во влажном помещении (когда влажность воздуха выше 70 процентов). Кстати, как отмечают работники сервисных центров наименьшее количество нареканий вызывают китайские телефоны.
Жалуются сервисные центры и на то, что запчасти, которые они сразу же заказывают у производителей через Интернет, им присылают с большим опозданием — через две-три недели. А согласно украинскому законодательству, отремонтировать телефон необходимо на протяжении 14 дней. Также по законодательству на время ремонта клиенту должны выдать мобильный телефон из так называемого «подменного фонда». Но такой подменный фонд обеспечивают только две фирмы – «Сименс» и «Самсунг».
Если телефон упал, утверждают в сервисных центрах, извне повреждений может не быть, а внутри — проблемы. Люди же стараются доказать, что пользовались телефоном правильно.