На протяжении веков брючные костюмы в гардеробах модниц, считались нормой. Но это были костюмы, в большинстве случаев состоящие из юбок и жакетов, сшитых из одинакового материала. Понятие женского брючного костюма появилось только в 30-ых годах прошлого столетия, когда прекрасные представительницы из элиты начали носить брюки.
Одно из первых запечатленных появлений женского брючного костюма на страницах популярного издания Vogue датировано 1933 годом. В номере издания для материала под названием «Дни и ночи на Ривьере» Марлен Дитрих позировала в летней «двойке». При этом актриса и ее коллеги, в их числе — Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо, вскидывали брови от удивления, когда им предлагали выйти на публику в брючном костюме. Слишком смело. Когда женщина надевала брюки, это обязательно вызывало дискуссии, но гораздо менее напряженные, чем если бы на ней был костюм. Вплоть до 1950-х женщину в брючном костюме могли арестовать за то, что она в буквальном смысле «прикидывается мужчиной».
В чем причина споров
Во время Второй мировой войны женщины носили брючные костюмы и комбинезоны, чтобы им было проще выполнять сложные и опасные работы, но общественного одобрения в широком пространстве им пришлось ждать до 1960-х. В мартовском номере американского Vogue за 1964 год в материале под названием «Пророческий брючный костюм Норелла» красовался снимок фотографа Хорста П. Хорста, запечатлевшего этот самый костюм, во всю страницу величиной. В журнале образ назвали «совершенно необходимым нарядом для путешествия» и «сутью того, чем сегодня являются брюки», апеллируя к сдержанному и простому современному стилю.
В 1966-м Ив Сен-Лоран представил публике свой Le Smoking — элегантный брючный костюм для вечерних выходов. В ту пору к этому предмету одежды все еще относились с недоверием, достаточным, чтобы не пустить светскую львицу Нэн Кемпнер в модный нью-йоркский ресторан за дерзость явиться туда в костюме, а не в юбке или платье. По легенде, Нэн тогда сняла брюки и осталась в одном блейзере, преподнесенном как очень короткое платье.
Один из выпусков журнала Life за 1968 год наглядно демонстрирует, насколько противоречивой была мода: на первых страницах колумнист (мужчина) сетует на то, что смокинги Сен-Лорана способствуют «разрушению гендерных норм», а ближе к концу журнала редакторы приводят цитаты женщины, утверждающей, что «хорошо скроенный брючный костюм — это лучшая одежда для города». Далее следует комментарий, адресованный тем ресторанам, в которые не пускают женщин в костюмах: «Я скорее выберу другое заведение, чем переоденусь».
Знак женской солидарности, воплощенный в одежде
В начале 2000-х брючный костюм вдруг приобрел репутацию старомодного и чересчур консервативного предмета гардероба, никак не вязавшегося с его революционной предысторией, но к середине 2010-х все вернулось на свои места. Дизайнеры модных Домов вроде Chanel или Bottega Veneta снова стали массово выпускать брючные костюмы. В 2016 году 2,9 миллиона пользователей Facebook вступили в сообщество Хиллари Клинтон Pant Suit Nation («Нация в брючных костюмах»), чтобы следить за ее избирательной кампанией, а заодно и за гардеробом. Стиль Ангелы Меркель и Терезы Мэй тоже невозможно представить без брюк.
Сегодня купить брендовые брючные костюмы женские можно у каждого мирового дизайнера, который стремится идти в ногу о временем.
Стоит ли говорить, что сейчас многие женщины носят брючные костюмы именно для того, чтобы с их помощью выразить свою поддержку политическим деятелям, ссылаясь на феминистскую составляющую истории этого предмета гардероба. В 2019 году десятки женщин-членов Конгресса США пришли на слушание ежегодного доклада президента «О положении страны» в белом с ног до головы — так они отметили столетие получения избирательного права женщинами, попутно продемонстрировав солидарность с предшественницами-суфражистками и неравнодушие к феминистскому вопросу. Позицию, как и раньше, помогла выразить именно одежда.