«Бабай» — простой фильм о сложном детстве

У кинофестивалей есть непревзойденная миссия «открывать» удивительные фильмы зрителям, поставив на них «знак качества» победителя или даже участника, и таким образом дав понять, что эту ленту не просто можно, а следует посмотреть.

Киевский международный кинофестиваль (КМКФ) еще не дорос до статуса и репутации Канского или Берлинского кинофестивалей, но в его заделе уже есть ряд открітий в кинематографе, в частности лента режиссера Аталая Ташдикена «Бабай» (Турция), которая в єтом году получила Гран-при фестиваля.

Вопреки тому, что КМКФ прошел еще в конце мая, любители кино еще могут оценить его ехо. Во Львове состоялся благотворительный показ ярчайший лент КМКФ-2010 (при содействии международного благотворительного фонда Василия Данилова). На очереди — Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Харьков, Ивано-Франковск.

Победитель фестиваля-2010 «Бабай» — сложный и вместе с тем чрезвычайно простой и лаконичный фильм. Для режиссера Аталая Ташдикена — это дебют в большом кино, до этого он занимался съемкой рекламных роликов. Фильм дебютировал в прошлом году на «Берлинале», но именно КМКФ вынес его на гребень волны популярности. Казалось бы, просто история, даже не история, а так — отрывок из жизни (несколько дней) брата и сестры Ахмеда и Айше, бедных, преданных отцом-слабаком, которыми опекается лишь их дед Хасан. Минимум слов, скупые пейзажи, отрывистые фразы и отрывки разговоров, из которых, будто пазл, складівается жизнь детей; никакого драйва, спецєффектов… И в эту историю веришь с начала до конца. Она просачивается в зрителя, будто молоко в хлеб, захватывает и завораживает. Может, потому, что так просто рассказана. Может, потому, что не выдуманная.

«Бабай» — лента под настроение, в которой расположение духа и атмосфера выдержаны от начала и до конца. Детские страхи и мечты оказываются слишком реальными. Мир и окружения не смогли уберечь Ахмеда и Айше от боли, потерь и проблем, не дали возможности хотя как-то спастись, помочь самим себе. Дети оказались взрослыми для того, чтобы отказаться от ответственности, но маленькими, чтобы самим принимать решение. Киноленту уже можно увидеть на сайту Фильмы онлайн.

Ключ к разгадке расположения духа ленты режиссер оставил в названии фильма. Так как какие бы проблемы не приходилось решать ребенку — проявлять заботу о себе и о своей сестре, быть взрослым для нее — ребенок остается ребенком. Подсознательные, почти мифические страхи не отпускают его, запрятавшись в душу, будто бабай в амбар, чтобы со временем в самый ответственный момент (да и разве бывают для этого соответствующие моменты) показать свое настоящее лицо — потерю наиболее дорогого и самого близкого человека и понимание, что ты ничего не можешь с этим сделать.

Оставьте комментарий