Почему Украине не нужен собственный металл?

Почему Украине не нужен собственный металл? Основной причиной потери позиций Украины на мировом рынке становится техническая отсталость отечественных предприятий

В отечественной металлургии сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Украина входит в ТОП-10 мировых экспортеров стали, с другой — на внутренний рынок продается не более 20% металла. Это самый низкий показатель среди ведущих экспортеров этой продукции. «Реальная экономика» попыталась узнать о причинах такого перекоса, который делает металлургическую отрасль слишком зависимой от мировой рыночной конъюнктуры.

До недавнего времени экспортная зависимость металлургов никого не беспокоила. Напротив, эксперты уверяли, что это хорошо. Мол, без экспорта не было бы и притока валюты, ведь ГМК приносит стране до 40% валютной выручки.

Но с началом экономического кризиса в 2008 году экспорт металлургов резко обвалился, что вызвало в стране затяжной кризис.

Тогда некоторые эксперты предлагали переориентировать экспортные потоки металлургов на внутренний рынок, но спрос там был еще меньше. Государство, в свою очередь, не давало средств для стимулирования отрасли.

Металлурги затянули пояса, снизили цены и впоследствии возобновили поставки, хотя и не в таких объемах, как до кризиса. Однако в прошлом году мировое потребление металла остановилось в росте, и Украина едва не вылетела из десятки крупнейших производителей стали.

Китай, который до недавнего времени был импортером стали, сейчас выбился в крупнейшие производители, опередив второго лидера — Японию — в 10 раз. Обогнали Украину и такие страны, как Бразилия и Турция.

Основной причиной потери позиций Украины на мировом рынке становится техническая отсталость отечественных предприятий.

Пока наши заводы производят сталь на стареньких мартеновских печах 30-х годов, такие страны, как Китай, Бразилия, Турция и Индия открывают новые предприятия по современным технологиям, которые позволяют существенно снизить себестоимость производства.

Украинским металлургам остается удерживать низкие цены за счет сокращений персонала и низких зарплат, поскольку железнодорожные перевозки, газ и электроэнергия стремительно дорожают.

Владельцы заводов также оптимизируют расходы за счет сокрытия истинных доходов в оффшорах, из которых потом инвестируют в производство. Не зря в Украине 70% иностранных инвестиций приходится на Кипр — и львиная доля инвестиций как раз и «возвращается» в металлургию.

Металлургические компании возлагали большие надежды на масштабные инфраструктурные проекты государства.

Финансирование из бюджета строительства дорог, обновление железнодорожных путей и подвижного состава, строительство массового жилья должны были вывести из кризиса металлургию, а с ней и всю экономику.

Но не тут то было. У государства на такие проекты не нашлось достаточно денег. Даже разрекламированная подготовка к футбольному чемпионату «Евро-2012» не дала тех заказов, на которые ожидали металлотрейдеры.

Рынок металлопроката в 2012 сократился на 9,1%. Государство вынуждено было финансировать 80% всех расходов, занимать средства за рубежом, экономить на многих видах услуг.

Через коррупционные схемы покупки товаров и услуг у одного поставщика большинство участников рынка избавилась возможности побороться за государственные заказы.

Пока Украина борется за чужие рынки, к ней завозят металл другие страны. В прошлом году импорт металлопроката вырос почти на 20%, захватив треть рынка.

По данным экспертов, около половины импортируемого металла приходится на продукцию, которая производится отечественными предприятиями.

Олигархи, обладающие ГМК, предпочитают купить продукцию из-за границы, чем такой же аналог, но у предприятия, принадлежащего другому олигарху.

Некоторые даже создают новые заводы, чтобы не зависеть от других финансово-промышленных структур.

Так, «трубный олигарх» Виктор Пинчук инвестировал 700 миллионов долларов в днепропетровский электрометаллургический завод «Интерпайп Сталь», работающий на металлоломе.

Мощности по производству стали — 1,32 миллиона тонн в год, в то время как «Мариупольский меткомбинат имени Ильича» в прошлом году произвел в пять раз больше стали, а это могло бы полностью удовлетворить потребности «Интерпайп» в стали.

Кстати, сам комбинат Ильича получил поглощения также через «войну олигархов». Коксохимические предприятия не хотели продавать Владимиру Бойко сырье по приемлемой цене, что заставило его продать контрольный пакет акций комбината Ринату Ахметову.

В товарной номенклатуре импорта металла более трети приходится на трубную заготовку, которую поставляет российский Оскольский электрометаллургический комбинат и Белорусский метзавод.

Основным покупателем выступают трубные заводы группы «Интерпайп», принадлежащих Виктору Пинчуку.

Импортный лист поставляют «Магнитогорский металлургический», «Северсталь», «Новолипецкий меткомбинат». Их продукцию покупать «Интерпайп», Стахановский и Крюковский вагоностроительные заводы.

Главными импортерами металлопроката стали являются предприятия трубной отрасли (42%), машиностроительные компании (20,2%) и металлургические компании (12,9%). В прошлом году на 80% вырос импорт арматуры, которую завозили в основном из Молдовы.

А цены на некоторые отечественные виды продукции часто превышают стоимость импортных аналогов.

Причина проста. Одна тонна стали, изготовленная в Украине, требует в 2,2 раза больше энергозатрат, чем в России, и в 4,8 раза больше, чем в Польше, в 9 раз больше, чем в Турции, и в 12 раз больше, чем в США.

Поэтому неудивительно, что внутренние цены на металл быстро растут, но импортеры свободно себя чувствуют на украинском рынке.

Когда-то мощная индустриальная держава, ныне Украина все меньше нуждается в металле. Так, если в 2007 году потребление на душу населения достигало 174 кг, то в 2012 году — 143 кг.

По этому показателю Украина уступает не только России (292 кг), но и Ирану (284 кг) и Турции (342 кг).

Учитывая тот факт, что строительная отрасль в ступоре, а новых инфраструктурных проектов вроде «Евро-2012» не предвидится, то рынок все больше будут смещаться в сторону частных покупателей, а не промышленности.

Например, именно на население сделала когда-то ставку металлургическая компания «УГМК», которая принадлежит Сергею Таруте («ИСД»), Олег Мкртчан («Познякижилстрой», «ИСД») и Елене Гайдук, жене бывшего вице-премьера и совладельца «ИСД «Виталия Гайдука.

Материнской структуре — компании «ИСД» принадлежит «Алчевский металлургический завод», но «УГМК» не стала продавать только продукцию «ИСД».

Построив сеть супермаркетов, она предлагает клиентам товары большинства украинских металлургических и части трубных заводов, а также импортную продукцию, в основном, российских поставщиков.

Наличие широкой номенклатуры товара и удобство сервиса помогло компании нарастить продажи на 50% в 2012 году, и это при том, что внутренний рынок в прошлом году просел на 9,1%.

Компании, выполнявшие государственные подряды в «Евро-2012» и другие инфраструктурные проекты, принесли большие заказы. Но рассчитываться за них не спешили, поскольку госбюджет не вовремя платил.

В итоге «УГМК» был вынужден судиться. Так, по иску «УГМК» Хозяйственный суд Киева начал процедуру банкротства против компании «Мостобуд», которая задолжала металлотрейдерам 1000000 гривен.

Мостобудовцы, в свою очередь, жаловались, что с ними не рассчитался госбюджет.

В 2013 году большая часть государственных инфраструктурных проектов была завершена и объемы заказов сократились. Также в этом году была аномально снежная и холодная зима, что резко сократило заказ строителей и промышленников.

В первом квартале рынок сократился на целых 26%. В то же время индивидуальные покупатели и мелкие оптовики уменьшили заказ не так сильно, как промышленники и строители.

«Мы считаем, что одним из основных покупателей на внутреннем рынке металла будут «заробитчане», которые возвращаются в Украину и активно занимаются индивидуальным строительством», — отметила глава управления маркетинга и аналитики «УГМК» Олега Шульгина.
Компания еще до начала кризиса поставила на частного потребителя, организовав кузнечное производство и создав центры продаж для розничных покупателей.

Однако экономический кризис внес коррективы в планы металлотрейдеров. Не все проекты удалось реализовать так, как они хотели. Кузнечные услуги так и не получили популярность и занимают в продажах менее 0,1%.

«Пока у нас в стране в каждом городе есть свой дядя Вася, который думает, что лучше сделает сварку, с этими народными умельцами нам конкурировать сложно», — считает генеральный директор «УГМК» Младен Пейкович, отметив, что потребности в этой услуге пока не значительные, но имеют перспективу к росту.

Также не совсем удалось кредитование, которое началось еще накануне кризиса. По словам Пейкович, компания вновь возвращается к такому виду финансирования, поскольку ранее не до конца был разработан механизм выдачи займа.

«Если человек берет металл в кредит, когда строительство на уровне заложенного фундамента, то понятно, что этот металл вскоре станет «золотым», и человек не сможет завершить строительство», — отметил Пейкович.

Структура потребления металла в Украине также неоднородна. «Есть регионы, где мелкие покупатели занимают до 50% продаж, а есть регионы, где лишь 10-15%, это касается в основном промышленно развитых областей востока и центра страны», — отметил заместитель генерального директора по коммерции Виталий Ключник.

Индивидуальное строительство распространено в западных регионах, где сконцентрировано большинство «заробитчан».

Есть регионы, где открывать свою торговую площадку или супермаркет невыгодно. Например, «УГМК» пока не планирует размещать торговые площадки или представительства на Закарпатье, Тернопольской и Хмельницкой областях.

«Мы не благотворительная организация. Чтобы торговая площадка был самоокупающейся, ей надо продавать, минимум 300-400 тонн в месяц», — отметил гендиректор компании.

Тем самым, «УГМК» пока отказывается от дальнейшего расширения своей сети в условиях кризиса. Предприниматели прогнозируют рост рынка, но ожидают, что их супермаркеты вскоре выбьют с рынка конкурентов, прежде всего, мелких игроков.

Ставка на население себя оправдала, но имеет и существенные минусы.

Во-первых, огромные затраты на логистику и обслуживание мелких клиентов, во-вторых, работа с физическими лицами требует постоянно расширять ассортимент продукции, внедрять новые виды услуг, в-третьих, у людей также проблемы с финансированием, и если «заробитчане» вернутся из-за границы без денег, розничный рынок существенно сократится.

Украина не Америка, здесь вряд ли будут массово строить жилье из металлоконструкций из-за климатических условий, поэтому основным заказчиком в Украине останется промышленность, а она продолжает падать уже 14 месяцев подряд.

Существует также опасность мероприятия на отечественный рынок иностранных металлоторговцев, ведь благоприятные условия для этого предоставляет членство Украины во Всемирной торговой организации.

Ведущие международные металокомпании уже давно успешно осваивают рынок Восточной Европы.

Сергей Чигирь