Пудру накладывали, как штукатурку, а дефекты кожи замазывали глиной…

Пудру накладывали, как штукатурку, а дефекты кожи замазывали глиной... Львовские барышни всегда отличались волшебной красотой — об этом свидетельствует большое количество легенд о любви, которыми богат наш город.

Как им это удавалось, мы расспрашивали у преподавателя техникума дизайна Любви Букавин, преподавателя грима училища культуры и искусств Анатолия Лоштина, и доктора исторических наук, профессора Леонтия Войтовича.

«Мода средних веков была консервативной и сдержанной. Например, показывать свои волосы долгое время считалось грехом, поэтому женщины прикрывали их чепцами, вуалями, сетками и сложными головными уборами. Многие львовские женщины любили заплетать косы с обеих сторон, а затем укладывать их от виска до затылка. Украинки, проживавшие во Львове, причесывались на византийский манер: их голову прикрывал платок с украшениями в виде повязок, обручей и диадем. Девушки переплетали жгуты волос лентами, в праздники украшали его цветами и мелким пером, обмакнутый в растопленный воск. Модным считался золотистый цвет волос, который символизировал невинность. Если кто-то замечал, что женщина красит волосы, ее могли сжечь за колдовство. Правда, представительницы прекрасного пола тайно улучшали цвет локонов с помощью травяных отваров. Мужчины же красили усы и бороду хной, завивали их и даже вплетали золотые нити.

Использование украшений и отделки одежды зависело от общественного положения женщины. Простые женщины обычно носили льняные платья с длинными рукавами и высоким воротником. Знатные дамы украшали одежду мехом и богатой вышивкой, носили перчатки и красивые пояса.

Отправляясь на бал, дамы всегда пользовались косметикой. На первом месте у них была пудра из рисовой муки, которую накладывали толстым слоем, как штукатурку. Дефекты кожи также маскировали с помощью глины, которой в деревнях мазали дома.

Уже в XVI веке в нашем городе начали кроить чрезвычайно сложную одежду. Каждое платье имело до девяти юбок, в складках которых скрывался небольшой ножик, что опускался ниже колена, и сумочка. В то время в моду вошли корсеты, с помощью которых талию можно было сделать осиной. С таким большим количеством шнурков и юбок справиться самостоятельно было невозможно: женщин одевали и раздевали камеристки. В случае супружеской измены обвиняли не только неверную, но и ее камеристку, которая помогала своей хозяйке в «темном деле». Без камеристок дамам было трудно даже «мочиться»: служанки подносили судно, которым модницы пользовались стоя.

Но у наших прапрапрабабушек талия не всегда должна была быть тонкой, а грудь четвертого размера нередко выходили из моды. Например, когда во Львове царила испанская мода, девочкам -подросткам ночью накрывали грудь свинцовыми плитками, не давая им развиваться. К счастью, испанская культура задержалась в нашем городе ненадолго.

Знатные львовянки всегда придавали большое значение личному запаху — они использовали туалетную воду из роз, смазывали тело эфирными маслами, завезенными с Востока. Первые в Украине настоящие французские духи появились в Жовкве при дворе королевы Марии — Казимире Дьарквен, жены короля Яна III Собеского в конце XVII века. К началу XIX века львовянки пользовались духами, привезенными из Франции, а затем их научились изготавливать во Львове.

В начале XVIII века высокие женские прически достигали 70-80 см. Их украшали кружевом, перьями, жемчугом, лентами и другими аксессуарами. Нередко прически делали на париках: это требовало большого количества искусственных волос, шиньонов и шпилек. С целью сохранения конструкции сложных объемов использовали специальные помады для волос, яичный белок, животные жиры. Всю эту красоту дополняли цветами и пудрили под цвет платья. Дамы старались сохранить прическу дольше (до нескольких недель), поэтому в кровати монтировали специальные валики, которые можно было класть голову, не портя шедевра на голове. Кареты имели специальные арочные формы, чтобы модницы могли сесть, не задев прической крыши. С собой они носили специальные палочки, чтобы отгонять… мышей, которые пытались еще больше «украсить» изысканную конструкцию на голове.

В это время значительного развития достигла косметология. Львовские аптекари изготавливали специальные дамские кремы и мази, рецепты которых держали в секрете. Именно в них можно было приобрести пудру из рисовой муки, румяна на природных красителях и помаду, изготовленную из свекольного сока, растительных масел и животных жиров. Все эти косметические средства хранили в изысканных шкатулках, которые ставили на один уровень с произведениями искусства. Мастерами широкого профиля были и цирюльники (парикмахеры), которые изготавливали кремы против старения, делали массажи.

Примерно в это время появилось первое женское белье, обязательным атрибутом которого были панталоны — брюки, которые завязывались под коленями. В моду вернулись глубокое декольте и пышный бюст, отсутствие которого компенсировали за счет подкладок.

В период модерна — XIX — начала XX века, туалеты становятся простыми, постепенно приближаясь к современности. Силуэт женского платья остается S -образным: тонкая талия, пышная грудь… В моду вошли платья с парчи, со шлейфом и бантом ниже пояса. Спереди женскую талию украшала драпировка в виде пояса, а на смену глубоком декольте пришел вырез в виде «лодочки», который открывал только верхнюю часть плеч. Именно в то время появились горячие щипцы Марселя. Как мужчины, так и женщины нагревали их над газом и делали так называемые ондуляции — волны и локоны на волосах. Такие женские прически дополняли сеточками, куда укладывали волосы на затылке. Загадочный образ дополняли вуали, которые таинственно прикрывали лицо.

Кавалеры же в изысканности не отставали от своих дам: шляпа, трость, зонтик, часы на цепочке, пенсне и галстук были непременными атрибутами галантного львовянина в период модерна.

Оставьте комментарий