Елена Баюрская готовит к выставке репродукции работ известных художников в оригинальной технике исполнения
Украина еще не открыла для себя ее таланта. Однако коллекционеры Европы и России в восторге от работ, которые создает мастерица из Луцка Елена Баюрская (на фото). Она сумела перевести на язык нитей мазки известных художников, научилась смешивать краски, до деталей передавать настроение картин Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других выдающихся художников. А «рисует» рукодельница вышивальной машиной. Сегодня она завершает серию картин мастера театральной и рекламной афиши в стиле модерн чеха Альфонса Мухи. И готовится к персональной выставке.
Еще была монотонная работа в ателье, стандартный поток… А так хотелось чего-то необычного, творческого.
— Моя работа была настолько однообразна, что я даже мечтала вырваться из той серости, — вспоминает мастерица. — Эта монотонность и заставила меня пойти в магазин, купить картину и скопировать образ, созданный художником, но нитками.
Не знает, какой была бы дальнейшая судьба девушки, если бы не случайная посетительница ателье. Женщину настолько поразила работа швеи, что вскоре она представила ее луцким художникам. Виктор Мищук, Василий Бочкай, Александр Валента… Встреча с волынскими художниками открыла для девушки новые грани искусства.
Первую свою работу решилась создать в 1992-ом. Этот причудливый цветок до сих пор напоминает робкую фантазию Елены. А потом девушку как прорвало. Вторая работа, третья, четвертая… Появилась вышитая картина «Крест» — образ человеческого духа в плену материи: мнимая крестообразная душа держится узами какой-то оболочки и не может взлететь. Впоследствии было еще несколько работ — и вдруг желание творить замерло.
— Судьба меня выбросила из художественной жизни, — говорит Елена. — Чтобы творить, нужно иметь позитивную внутреннюю энергию. Меня затянул водоворот своих проблем.
Творчество затихло на десятилетия (мастерица не хочет вспоминать то время), а затем снова в душе отозвалась художественная струна.
— На Елену повлиял наследие чешского живописца Альфонса Мухи, — признается учитель Елены, художник Владимир Жежерун. — Она захотела перевести гуаши мастера на машинное шитье. И у нее хорошо получилось. Правда, нельзя сказать, что это копии, потому художник творил в совершенно другой технике. Это виртуозное воспроизведение известных полотен через собственное мировосприятие.
Сначала на прозрачной ткани Елена карандашом «набрасывает» эскиз, затем заправляет в барабанчик своей «машинки» нужные нитки и «раскрашивает» картину.
— Художник достигает идеальной краски смешением тонов. Как вам удастся сотни оттенков, не имея в руках кисти и палитры? — Спрашиваю у мастера.
— Это не проблема, — уверяет Елена. — Сначала нашивают шелком слой одним цветом, затем специальными швами наверх накладываю другие оттенки, чтобы они просвечивали между собой. Так идет визуальное смешивание тонов. Одновременно работаю с десятками шпулек! А уже довершение — ручная работа. Иглой «подрисовывать» глаза, мелкие детали. Когда собственные миниатюры создаю за несколько часов, над полотнами мастеров работаю по несколько недель.