Пасха 2013: Что можно делать в пасху

Пасха 2013 В предстоящее воскресенье православные будут отмечать один из самых больших праздников в году — Воскресение Христово, которое символизирует победу жизни над смертью.

По библейскому сюжету, Иисус Христос воскрес на третий день после своей смерти. На рассвете, когда женщины-мироносицы пришли, чтобы омыть его тело, увидели: гроб пуст. Ангел возвестил им радостную новость — Христос воскрес! С тех пор от праздника Воскресения до Вознесения верные приветствуют друг друга этими словами.

В пасхальное воскресенье в храмах прячут плащаницу — полотно с иконой Иисуса Христа. После этого начинается Воскресная Утреня — верные с хоругвями выходят на церковный двор, трижды обходят церковь и поют «Христос воскресе…». Ее авторство приписывают великому богослову Восточной Церкви святому Иоанну Дамаскина. Вероятно, эту службу составлено на основе пасхальных проповедей святых отцов — Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста. После утрени начинается самая торжественная в году Служба, которую еще называют Большой Пасхой. После нее верные спешат домой потреблять освященные блюда.

В западной Галиции, на Волыни и Подолье, прежде чем семья садится за стол, хозяин трижды обходит его с пасхальной корзиной. Став лицом к иконам, разрезает освященные яйца и угощает ими каждого, говоря: «Дай Бог еще и на тот год дождаться святого праздника Воскресения Христова в счастье и здоровье!».

Гуцулы прежде христосовались со скотом — шли в конюшню и пасхой касались каждого животного, говоря: «Чтобы ся так принимало овцы (или коровы), как ничто не возьмется святой пасхи». С освященными блюдами хозяин шел в сад, на пасеку, огород, и тогда — в дом.

Если на Пасху небо ясное и солнце играет — к богатому урожаю и теплому лету.

После застолья молодежь шла под церковь, где начинались веснушки, горелки, или гаивки. В каждом селе были свои — «коронные». В некоторых селах на Пасху ребята устраивали «колыбели» для девушек. Они стояли до Вознесения. На второй и на третий день праздников парни приводили музыкантов и устраивали танцы.

Помню, как прабабушка на Пасху учила меня петь: «На Пасхальные праздники одевались девушки…», «Которые красивые девушки — выводят веснянки», «Ой чей то гусь по воде плюска …», «Катились лозы с горы в долину»…

Еще одна распространенная пасхальная забава этого Опильского края — игра в «кучки». Ребята с девушками собирались возле церкви или на какой-то большой площади и становились в круг по двое. Одному не хватало пары, и он становился беглецом, за которым гонялся ведущий игры с ремнем. Беглец бегал вокруг круга, а когда уже изрядно устал, становился у одной пары — изнутри. Тот, кто оставался третьим начинал бежать, иначе получал ремнем по мягкому месту или по ногам. На Пасхальные праздники девушки надевали новые колготки, поэтому ребятам очень хотелось испортить им настроение: так и били пряжкой от ремня по тем чулках, а они трись-трись… И жалко, и весело одновременно… Такие забавы особенно были распространены во времена молодости моих родителей. Их в шутку называли «комсомольскими гаивками», ибо никакой религии там не было.

Оставьте комментарий